Ответы на самые распространенные вопросы о буддизме. Буддисты шарф


Цвет одежды буддийских монахов - что он символизирует?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?

Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.

Содержание:Название одеждыПочему цвета разныеТхеравадаМахаяна и ваджраянаДзенЗаключение

Название одежды

Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.

Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.

Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая» – в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.

Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:

  • нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
  • верхняя – уттарасанга;
  • внешняя (накидка) – самгхати.

Антаравасака, уттара сага

Почему цвета разные

Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.

Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.

Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.

разные цвета

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.

монахи Тайланда

Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Махаяна и ваджраяна

Буддийская философия махаянского толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.

Выбор тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.

бордовый оттенок кашаи

В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.

Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.

Дзен

Дзен, а точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.

медитация монастыре

В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Заключение

Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!

До новых встреч!

o-buddizme.ru

значение их в буддизме разных стран и республик

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Хадаки – значение этого слова знакомо далеко не каждому. Так что же это такое?

Сегодня мы вместе узнаем, что означает хадак в буддизме, где он распространен, откуда и зачем пришел, а также – как правильно с ним обращаться и, главное, в каких случаях. Итак, вперед, навстречу знаниям!

Содержание:Что это такоеДля чего нуженНемного мифическогоКаким он бываетНепреложные правилаЗаключение

Что это такое

Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии.

Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания.

буддийский предмет

Его название может меняться от места к месту:

  • повсеместно – хадак или хата;
  • Монголия и Бурятия – хадаг;
  • Тибет – хада;
  • Тува – кадаг.

Для чего нужен

Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста:

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны;
  • получение диплома;
  • встреча и проводы гостей;
  • благие пожелания собеседнику;
  • благодарность;
  • достройка жилища;
  • подношения в храмах.

Сам Далай-лама преподносит хадак в знак своего почтения политикам, монахам, известным личностям.

С преподнесением хадака связан также обычай сватовства. Последовательность действий такова: когда юноша повзрослел и готов к семейной жизни, отец подбирает ему будущую спутницу, а затем отправляет свата к родителям девушки. Посыльный берет с собой огромное количество подарков и, конечно же, хадак – без него никуда.

свадебное подношение

Если родители благоверной принимают подарки, значит, свадьбе быть. Если же они отказываются от даров, то это означает отказ от предложения руки и сердца.

При встрече родителей будущих супругов сват опять дарит платки: Будде, папе невесты и маме. После этого преподносятся другие дары, алкоголь, мясо, а договор скрепляется застольем.

Дарят его и на следующий день после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. Молодые люди приходят к старшим: родителям, тетям с дядями, бабушкам с дедушками – и поздравляют с праздником, желают долгих лет жизни, здоровья. Поздравления сопровождаются символическим подношением стакана молока на белом шарфе.

Не обходится без хадаков и процесс похорон. Перед будущей могилой раскладывают чай, наличность и священный платок. После этого по очерченной рогом границе выкапывают яму, куда погружают тело усопшего вместе с дорогими ему вещами.

Немного мифического

Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.

Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство.

вода, земля, огонь, воздух

Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.

Теперь, преподнося разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что тот, кому их дарят, заслуживает уважения, точно божество.

Каким бывает

Тибетский хада производится из натуральной материи – шелковой, хлопчатобумажной. Ткань обычно не окрашивается.

А вот бурятский хадаг бывает пяти цветов – все как в легенде. Каждый цвет имеет особый смысл:

  • белый – чистота, непорочность, доброта;
  • синий – гармоничные ощущения, спокойствие, знак вечности неба, мужского начала; его обычно преподносят Будде, боддхисаттвам;
  • желтый – плодородие, достаток, неизменяемость, вера, верность буддийской философии;
  • красный – безопасность, величественность, сила; шаманская трактовка указывает на противостояние нечистым силам, чародейству;
  • зеленый – рост, процветание, жизнь, преодоление трудностей, земля.

Каждый верующий старался иметь дома хадаки всех цветов.

тибетские ритуальные шарфы

Кроме расцветки, платки имеют также разную длину. Чаще всего она варьируется от полуметра до метра, но иногда можно встретить даже четырехметровые шарфы.

Конечно, они используются лишь в исключительных случаях. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.

Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.

Найман тахил, в свою очередь, изображают:

  • зонтик, защищающий от дурных мыслей;
  • пара золотых рыбок, дающих внимание;
  • чашу с эликсиром, дарующим бессмертие;
  • лотосный бутон;
  • ракушка;
  • плетенка, означающая колесо сансары;
  • штандарт священной горы Меру;
  • колесо, состоящее из восьми спиц, которое поведет по восьмеричному пути.

символы на шарфах

Непреложные правила

Мало подарить платок – надо преподнести его правильно.

Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней стороной к поздравляемому.

преподнесение шарфа

Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь можно надеть на шею, не завязывая, или убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.

При встрече гостя в своем доме первый раз нужно проявить гостеприимство и предложить угощения белого цвета на платке из шелка. Рядом может лежать чай или деньги.

Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли.

Полученные в качестве подарка шарфики можно передаривать, а нередко их можно встретить повязанными на святынях, статуях, деревьях, памятниках.

На гербе Бурятской республики можно заметить этот самый интересный элемент – голубую ленту на нижней части круга, что отражает открытость, любовь, с которой принимают гостей буряты.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Надеемся, что статья была интересна для вас. Будем благодарны вам, если вы поддержите блог — поделитесь с ссылкой на нее в социальных сетях с друзьями.

o-buddizme.ru

Хадак — Энциклопедия буддизма

Хадак=ритуальный шарф из нежного шелка для дарения, универсальный дар, символизирующий гостеприимство, бескорытие и чистые помыслы дарящего.  Он может символизировать сочувствие в руках принимающего дар просветленного Учителя, который возвращает его как благословение. Служит для выражения почтения, приветствия, благих пожеланий.  В ряду подарков для пяти органов чувств отрез шелковой материи, приятный на ощупь, символизирует дар осязанию.  В традиционных буддийских культурах такой шарф подносят просветленным существам, чтобы, с одной стороны, выказать им почтение и открытость, а с другой – заявить о своем отречении от обусловленного существования сансары – восприятия мира сквозь омрачения. Хадак бывает разных цветов (чаще всего – белый или желтоватый), обычно украшен Восемью благоприятными знаками Дхармы.    В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадак. Хадак используется как геральдический символ в гербах: Монголии, Бурятии, Калмыкии, Агинского Бурятского автономного округа, Тувы..

Хадаки можно встретить и в священных буддийских местах, даже в тех, что труднодоступны. Например, в скрытой пещере Гуру Падмасамбхавы в Гималаях. Пещера расположена в труднодоступной скалистой местности Верхнего Ладака в Западном Тибете в местечке Шергол (КНР). В этой пещере Гуру Ринпоче и Мандарава практиковали Дхарму – учение Будды, перед тем, как отправиться из Индии в Тибет по приглашению царя Тибета Трисонгдецена, чтобы принести буддизм в Тибет. Это особенное историческое место. Стены пещеры содержат самопроявленные изображения лотосов в камне – в тибетской традиции подобные явления именуются «рамчунг». Доступ в эти места затруднен, там не бывает не только туристов, но даже паломников. Рядом с пещерой в горах есть лишь маленький женский монастырь, где в отшельничестве живут четыре йогини. В таких монастырях жилищем служат пещеры,  "маленькие домики для медитаций, встроенные в гору". Здесь йоги проводят в уединении десятки лет. Часто эти хижины или пещеры такие маленькие, что там нельзя даже лечь, можно только сидеть. Такие условия наилучшим образом отвечают потребности избежать всяческой запутанности, обратить ум внутрь и постичь его природу. Для йогов это места блаженства.  Достичь чего-либо может только ум, и правильное поучение может способствовать проявлению самопроизвольной, не зависящей от внешних условий, радости, которая является человеческой вневременной сутью» [Нидал 2001: 128]. Хадак, несущий благословение Падмасамбхавы, многие годы хранившийся в пещере Гуру Ринпоче, был подарен одной из йогинь Б.Ерохину, русскому  путешественнику и переводчику, автору перевода с тиб. «Драгоценного украшения Освобождения» Гампопы, для России, в 2006 году .  Литература: Нидал О. Открытие Алмазного Пути: тибетский буддизм встречается с Западом. СПб, 2001.

vbuddisme.ru

Какого цвета ваш хадак?

Вечером 9 мая, когда в небе над Петербургом гремел праздничный салют, во дворе дацана собрались прихожане с хадаками – для встречи главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева. Это давняя традиция – подносить хадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов) большому ламе, учителю, уважаемому человеку. С хадаками у дацана Хамбо Ламу встречали как прихожане храма, так и те, кто специально приехал в этот вечер встретиться с предстоятелем буддистской церкви. Для главы буддистов неожиданной оказалась встреча с представителями северо-западного казачества, выстроившимися в полной экипировке вдоль дорожки, ведущей в храм. Собственно, дружба сибирского казачества, а тем более казаков Бурятии с буддистскими ламами, имеет исторические корни, но то, что петербургский дацан недавно подписал соглашение о сотрудничестве с казаками, стало для Хамбо Ламы новостью.

В эти дни мне не раз приходилось слышать от прихожан и гостей дацана вопрос, как правильно нужно преподносить хадак, а также какого цвета хадак выбрать. Поэтому сегодняшний рассказ – об этом атрибуте. Хадак – символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, сострадания. Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак. Но в таких случаях всегда поступайте разумно, ведь порой человек, которому вы подносите хадак, может и не принять его, если он не согласен с вашим мнением или вашими действиями.

Так как хадак - достаточно широкий шарф, его нужно сложить вдвое, причем держать открытой стороной от себя (представьте, что вы открываете рот, хадак должен «открываться» так же). Обычными считаются два способа подношения хадака: когда его держат между большими и остальными пальцами рук, или когда его кладут на руки, повернутыми ладонями вверх. Если человек, которому вы поднесли хадак, принимает его, он может либо забрать ваш хадак себе, либо, как часто делают большие ламы, надеть вам его на шею (иногда предварительно повязав ритуальный узел).

В Тибете хадак изготавливают из неокрашенной ткани. В России распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.

Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурятов обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.

Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета олицетворяют вечное синее небо, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.

Зеленый хадак – символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю.

Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды.

www.svoboda.org

Какого цвета ваша удача? - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Аналогичное монгольскому и бурятскому Цагансаару тувинское «Шагаа» в этом году выпадает на 19 февраля. Подробнее о Шагаа можно прочитать здесь. По словам настоятеля хурээ Ташипанделин ламы Хайдып Чамзы (Омака Баа-Хооевича Сарыг) смена года Лошади на следующим за ним в цикле год Синеватой Овцы наступит в ночь на 19 февраля в промежутке между 03.40 ч. и 05.40ч. местного времени. Как правило, новогодняя ночь проходит в бодрствовании, люди семьями посещают ночные молебны в хурээ (буддийских храмах), а на рассвете старший семьи или рода возжигает во дворе ритуальный огонь для подношений и принимает поздравления от тех, кто помладше. Этого порядка с поздравлениями и пожеланиями – придерживаются все присутствующие.

«Если в роду самым старшим членом окажется женщина – можно и женщине провести этот обряд» - уточняет лама.

Оказываясь на территории республик, где коренное население исповедует буддизм или шаманизм, не только в праздничные даты, гости с удивлением обнаруживают множество цветных лент «чалама», украшающих деревья вдоль дорог или получают цветные шелковые шарфы «хадак», которые им надевают на шею. Что стоит за этими традициями, зачем они нужны и насколько верно соблюдаются обсудили участники прошедшей встречи, организованной Лидией Иргит. Цветные ленты чалама и вывешиваются там, где какая либо семья или целый род собравшись, проводили фамильные обряды освящения «дагылга».

Фото АРД

В современной интерпретации это семейные выездные праздники, где дальние и близкие родственники и их дети знакомятся друг с другом, восстанавливая или укрепляя родовые связи, в совместной трапезе, играх, соревнованиях, а самое основное – проведением общего религиозного обряда почитания своих предков и духов местности, покровителей своего рода.

В зависимости от религиозных предпочтений семей, приглашаются шаманы или ламы. Вдоль дорог ленты появляются в случаях, если перевозили покойника (для того, чтобы не оскорбить духов воды и выразить знак почтения) или в тех местах, где чаще всего происходят несчастные случаи, с той же целью задабривания духов местности.

Согласно исследованиям Анны Монгуш, учителя кызылской гимназии №9, традиция помечать те или иные места прослеживается с древности. Во времена, когда ткани не были таким доступным и расходным материалом, люди обходились и конским волосом, обязательно привязывая их к шестам, установленным на каменных насыпях «оваа». Что касается требований нашего времени, то длина и цвет ленты имеют значение: не шире 3-5 см. и не короче 1.5 метров – поскольку длина выражает то, на какую продолжительность жизни вы просите благословения – считает практик народных обычаев.

«Многие люди попросту рвут или режут поперек хадак (шелковый шарф) – это неправильно. Чалама должна быть по длине такой же, каков и хадак. Мне очень понравилось в Якутии то, как они до сих пор чтут свои обычаи и когда было открытие научной конференции, через все ряды тянулись эти ленты, и каждый мог привязать свою, чтобы почувствовать общность, это все было по-настоящему и переживалось очень эмоционально и искренне» – рассказала педагог.

 

Дипломированный мастер искусства фэн-шуй Марта Иргит ознакомила с тем, что означают цвета хадаков – шелковых шарфов, подносимых гостям на праздниках и в какой последовательности они должны возлагаться перед алтарем, если наличествуют все цвета.

Нижний – выражает энергию земли, поэтому желтого цвета. Над ним зеленый – обозначающий энергию цветения. Над ним полагается класть красный – энергию огня. Белый – энергия металла. И самый верхний – энергия воздуха или неба. В зависимости от года рождения и характеризующей его энергии, каждый выбирает хадак своего цвета, при участии в обрядах. 

Дома хадаки хранятся перед алтарем или в какой-то близости от него. Что касается сроков их «использования» и «хранения», рекомендации оказались разными. Те, что получены от высокочтимых Учителей хранятся бессрочно и с большим почтением. Остальные, в конце года, при проведении Шагаа или дагылга лучше привязать там, где проводится обряд. В лесу, у своего дома, где проводился обряд подношения «сан-салыр» или у субургана (ступы).

«Никогда для этого не используются молодые деревья. Только крепкие, засохшие или еще лучше, установить специальные металлические шесты, как на территории хурээ (храмов)» - предупредили знатоки. 

Выступавшие отдельно отметили, как большую неловкость и нарушение традиций моменты, когда хадаки преподносят друг другу все желающие.

Этот шелковый отрез на самом деле никакой не «шарф» для воодружения на шею гостей. Его преподносят «открытой стороной» сгибом к себе, чтобы принимающий получил себе таким образом весь поток благословений.

Как правило, обращаются с такой просьбой к монахам. И только монахи имеют право надевать хадак на шею просителя.

Возвращенный обратно хадак, следует при удобном моменте сложить к себе на алтарь, если человек находится у себя дома. А если вы сами в гостях лучше принять его обеими руками, переложить на руку и затем так же при удобном случае убрать. 

Также было отмечено, что завязывание чалама и хадаков непосредственно у воды, там, где только что произвели забой животного, чистили его внутренности, спускали кровь, употребляли алкоголь и шумели – произведет обратные действия. Вместо благословения будут проблемы. Так поступать нельзя – единодушно высказались участники встречи.

В соответствии со сложившейся традицией, в новогоднюю ночь (на Шагаа) тувинские мужчины во главе с религиозными деятелями, видными спортсменами, известными людьми и чиновниками и руководителем региона поднимаются на ближайшую к тувинской столице гору Догээ, проводя там встречу наступающего года. Запрет лицам женского пола следовать с этой «делегацией» собравшиеся осудили, как необоснованное ущемление прав женщин. По их мнению, таких прямых запретов и указаний нет ни в одной священной книге.

Надо заметить, что точно так же нет и рекомендаций забираться в горы и, видимо, новые традиции и их каноны следует обсудить при участии всех сторон и с учетом всех мнений.

asiarussia.ru

Символы буддизма — защитники от неприятностей и помощники в важных делах

Буддизм давно уже привлекает Запад.

В буддизме существует немало важных символов, которые имеют огромное значение для последователей этого течения.

Золотой будда

Самыми важными являются восемь благоприятных, или благих символов. Рассмотрим эти символы буддизма и их значение более детально. Для последователей учения Будды это помощники в делах и защитники от неприятностей.

Благоприятные символы: зонт и золотые рыбки

Благой зонт — первый из восьми благоприятных символов буддизма. Он символизирует защиту человека от омрачений ума. Кроме того, он оберегает живых существ от различных препятствий, страданий, болезней и невзгод. Зонт является символом благородного происхождения и богатства. Издавна считалось, что чем больше зонтов несет окружение человека, тем выше его статус.

 

Благой зонт

Зонт — это знак уважения, славы, преклонения. Классический зонт в буддизме имеет длинную рукоятку белого или красного цвета, выполненную из сандала, или ось, которая сверху украшена лотосом золотого цвета, вазой и наконечником, выполненным из драгоценного материала. Купол зонта выполнен из натурального шелка белого или желтого цвета, а по краям отделан шелковой бахромой. Иногда зонт украшают перьями павлина, драгоценными камнями.

Купол зонта — символ мудрости, а оборки и бахрома, свисающие с него, означают различные проявления сострадания по отношению к другим существам. Играет значение и цвет зонта: желтый и белый цвета означают духовное владычество; зонт, выполненный из павлиньих перьев, означает мирскую власть; белый — способность Будды защищать от страхов и заблуждений всех живых существ.

Золотые рыбки

Рыба является знаком благополучия озер и рек, полноценных богатств. В духовном плане рыбки являются символом достижения духовного просветления. Они защищают живых существ от страданий.

Золотые рыбки

Кроме того, рыбки в буддизме — это символ безграничного счастья, свободы и спонтанности. Буддисты верят, что благоприятный символ помогает достичь изобилия, богатства и плодородия, ведь рыбы быстро и легко размножаются.

Рыбки часто изображаются в паре, поскольку особи противоположного пола действительно нередко плавают именно в паре. Поэтому неудивительно, что они являются еще и символом единства супругов, их верности друг другу.

Обычно изображают два золотых карпа: эта рыба считается на востоке священной. Такое признание они получили благодаря своей красоте, грациозности и долголетию, поэтому нередко приравниваются к божествам.

Благие символы: драгоценная ваза и цветок лотоса

Драгоценная ваза — символ реализаций, благих намерений, исполнения желаний. Она олицетворяет процветание и долголетие. Поэтому ее еще называют вазой изобилия. Драгоценная ваза обладает удивительным свойством: сколько драгоценностей из нее ни возьми, она все равно останется полной. Обычно используется в буддийских ритуалах.

 

Будда на цветке лотоса

Выглядит ваза изобилия как сосуд, богато украшенный золотом, драгоценными камнями и рисунком из лепестков лотоса, которые обвивают всю поверхность вазы. Верхний край драгоценного сосуда инкрустирован либо одной драгоценностью, которая исполняет любые желания, либо группой, которая состоит из 3 драгоценностей, которые символизируют Будду, Дхарму и Сангхи.

Горлышко вазы обвязано шелковым шарфом, принадлежащим миру богов, а отверстие горлышка запечатано деревом, исполняющим любые желания. По преданию, корни дерева желаний являются источником воды долголетия и всех видов богатства. Кроме изобилия драгоценная ваза символизирует и умиротворение, поэтому ее нередко закапывают в землю на территории буддийских монастырей и храмов.

Цветок лотоса

Цветок лотоса можно считать самым распространенным и известным из всех благоприятных символов буддизма, который известен даже людям, далеким от этого течения.

Цветок лотоса

Цветок лотоса вырос в болоте, но был чист и незапятнан. Поэтому он является в первую очередь символом чистоты. Также он означает независимость от Сансары, хотя и пребывает в цикле, как и все живые существа.

Лотос символизирует учение Будды: если усердно практиковать его, то человек со временем избавится от любого рода омрачений и привязанностей, станет чист.

Лотос — символ совершества, священного происхождения, чистоты тела, духа, ума и речи. Он олицетворяет врожденное совершенство и проявление самых благородных качеств.

Так, адепты буддизма нередко изображаются стоящими или сидящими на цветке лотоса, тем самым изображается их причастность к священному происхождению и независимости от всех несовершенств круга Сансары. Лотос бывает различного цвета: белого, желтого, красного, розового, голубого, черного, золотого.

Символ буддизма белая раковина

Завиток раковины всегда повернут в правую сторону. Это очень редкий вид раковины. Обычно завитки раковины повернуты влево. В буддизме считается, что моллюск проживает 5 непрерывных рождений обычным существом, прежде чем обретает эту белую раковину. Раковина символизирует великий глас Дхармы.

 

Белая раковина

Кроме того, она символизирует распространение светлого учения Будды и избавления от неведения и невежества. Как звук раковины распространяется во всех направлениях, не зная препятствий, так и учение Будды не ведает ограничений. Белая раковина означает и превосходство буддизма над другими учениями.

Белая раковина — очень известный атрибут индийских богов, у каждого из них была могучая раковина, при помощи которой они провозглашали о своей победе в войне. Они были призваны отгонять злых духов и врагов, устрашая и наводя на них ужас. Поэтому еще один символ раковины — победа над врагом.

Обычно раковину кладут вертикально, а через нижний край ее пропускают ленту. Если раковину кладут горизонтально, то в нее наливают эфирные масла. Если используют раковину в качестве атрибута, то ее держат в левой руке, которая считается рукой мудрости.

Символы буддизма бесконечный узел и знамя победы

Бесконечный узел не имеет конца. Он символизирует полное обретение 5 видов изначальной мудрости и достоинств. Он означает взаимосвязь всех живых существ и явлений во Вселенной.

Узел имеет различную интерпретацию:

Бесконечный узел

 

  • завиток треугольной или обычной формы;
  • бриллиант, замыкающийся с противоположных углов;
  • завиток счастья, который напоминает по форме свастику. Он изображен на груди у Кришны;
  • свастика на груди у Будды, которая является символом его просветленного ума;
  • отметины на капюшоне кобры. В этих отметинах тоже усматривают символ узла.

В буддизме бесконечный узел в первую очередь означает бесконечное сострадание и наивысшую мудрость. Он считается символом непрерывности всех 12 ступеней происхождения, которые являются основой циклического существования всего живого.

Знамя победы

Это символ победы над препятствиями, врагами, приверженцами ложных взглядов, Марой и демонами. В глобальном смысле это победа над невежеством и смертью, надо всем пагубным и ложным в мире.

Знамя победы

Истоки стяга победы происходят со времен военного искусства Древней Индии, когда он представлял собой обычное боевое знамя, на котором была изображена эмблема воина или короля. Буддийский стяг олицетворяет победу Будды над Марой, агрессией и злобой.

Знамя выполнено в виде стяга цилиндрической формы, расположенного на длинном деревянном столбе. Верхушка его выполнена в форме белого зонтика небольшой формы, а на самом верху находится драгоценность, исполняющая все желания. Купол зонта украшен золотой крестовиной, с которой свисают шарфы желтого и белого цветов, подвески из драгоценных камней и ленты.

Символ буддизма колесо Дхармы

Колесо являлось средством передвижения Владыки Мира, а значит, символизирует средство достижения Просветления. Есть три составных колеса: ступица, обод, спицы. Эти символы буддизма олицетворяют основные аспекты буддизма. Так, ступица означает моральную дисциплину, которая стабилизирует состояние ума; обод — концентрация, благодаря которой колесо приходит в движение, а восемь спиц — это мудрость и благой восьмеричный путь Будды:

  • правильное мышление;
  • правильное воззрение;
  • правильное поведение;
  • правильная речь;
  • правильный образ жизни;
  • правильное осознание;
  • правильное усилие;
  • правильное созерцание.

Колесо является символом движения и перемен, продолжительности. Имеются в виду духовные перемены и трансформации. Чем быстрее движется колесо, тем быстрее происходит духовный рост. А этому способствует практика буддизма.

Колесо изображают с 8 спицами и ступицей с 3-4 завитками, или «завихрениями радости»: 3 завитка означают победу над злостью, желанием и невежеством, а 4 являются символами учения о Четырех Благородных Истинах. Обод изображают в виде обычного круга, украшенного золотом и лентами и цветком лотоса.

Поделитесь полезной статьей:

1fenshui.ru

Ответы на самые распространенные вопросы о буддизме в Таиланде

Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне. И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями. В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо (часто задаваемые вопросы) по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут.

Всем ли разрешено посещать буддийские храмы, и как там нужно себя вести?

В отведенные для посетителей часы в храмы Таиланда могут заходить все желающие. Однако, при этом, следует соблюдать несколько простых правил:

Буддийская ступа в Чианг МаеБуддийская ступа в Чианг МаеСтупа в Чианг Мае над храмом Ват Умонг

1. Подобающе одеваться

Имеется в виду, что плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Также не допускается пляжная одежда. В этом тайские каноны не совершают революцию. Очень многие религии требуют соблюдения приличий и выражения должного уважения к местам поклонения и их обитателям. Очутившись в неподобающем виде в храме, человек, прежде всего, обнаруживает собственное невежество.

Следует отметить, что строже всего оценивают посетителей крупные центральные ваты. Провинциальные же храмы относятся более терпимо к неудачной одежде, требуя лишь исключения слишком откровенных нарядов.

2. Снимать обувь при входе

Эта традиция связана с кастовостью частей человеческого тела в буддизме. Ноги, при этом, считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище.

Храм в Чианг Мае Храм в Чианг Мае Подземный храм в Чианг Мае — Ват Умонг

Кроме этого, традиции буддизма предполагают, что посетители храмов много времени проводят на полу. И потому, с точки зрения общей гигиены, привычка оставлять обувь при входе, становится вполне оправданной.

3. Располагаясь в храме, возбраняется садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, представителей духовенства и изображений Будды и святых

Это правило является логическим продолжением предыдущего. Если вы хотите сесть в храме, то, дабы никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.

Буддийские монахи в храмеБуддийские монахи в храмеСидеть в храме можно, поджав ноги под себя

Можно ли фотографировать в буддийских храмах?

В большинстве мест поклонения Таиланда фотографировать позволяется. Если же этого делать нельзя, об этом известят многочисленные знаки с перечеркнутым фотоаппаратом. Например, фото- и видеосъемка запрещены в зале Изумрудного Будды, который располагается в Королевском Дворце в Бангкоке.

Помимо этого, будьте крайне аккуратны в своих намерениях сфотографироваться с посетителями и служителями храмов. Может статься, что вам встретятся монахи южного течения буддизма, которым нельзя дотрагиваться до представителей противоположного пола.

Что можно увидеть в буддийском храме?

Внутри каждого храма вы найдете алтарь с изображением Будды. Он ориентирован по сторонам света таким образом, чтобы лик божества обращался к востоку. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Они, как правило, изображают разные периоды жизненного пути святого.

Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою. Урны с песком или пеплом предназначены для курящихся палочек, пропитанных благовониями.

Буддийский храм в Чианг МаеБуддийский храм в Чианг МаеБуддийский храм в Чианг Мае — Ват Чеди Луанг

Посетители храма за небольшую плату покупают подношения. Туда обычно входят цветки орхидей или лотосов, свечи и ароматические палочки. Внутри вата они садятся на пол, складывая руки в жесте приветствия и почтения «вай», затем на алтарь выкладываются цветы, поджигаются свечи и благовония. В наборе всегда лежит три палочки, одна является символом Будды, другая – Дхаммы, его учения, а третья – Сангхи – монашеского сообщества. После принесения подношений, прихожане три раза прикасаются лбом к полу, отдавая дань уважения трем основам буддийского учения.

Статуи БуддыСтатуи БуддыСтатуи Будды в храме Дои Сутхеп

Порой в наборе можно найти тонкие пластинки сусального золота. Ими украшают фигуры Будды или статуи монахов. Причем место прикрепление пластины должно соответствовать тем пожеланиям, о чем молится человек.

Что такое палочки «сиамси»?

Многие посетители являются в храм не только, чтобы помолиться. Очень часто они приходят за ответами на конкретные вопросы, и в этом им помогает гадание на палочках «сиамси». Хоть буддизм достаточно ясно выражает свое отрицательное отношение к подобным вещам, тем не менее, эта традиция очень крепко вошла в повседневный быт храмов.

Палочки лежат в специальном сосуде, и каждая из них имеет номер от 1–го до 28-ми. Человек, желающий узнать ответ на волнующий его ответ, осторожно встряхивает сосуд до тех пор, пока из него не упадет одна палочка. Узнав ее номер, гадающий переходит к специальной доске, на которой прикреплены пронумерованные листки с текстами. Они и содержат иносказательные ответы на вопросы. Если человека не устраивает то, что он прочитал, он должен свернуть листик и привязать к ветке специального дерева у входа в храм. Таким образом, он просит небеса об изменении его судьбы.

Почему в определенные дни в Таиланде не продают алкоголь?

Действительно, в некоторые дни во всех магазинах, барах и ресторанах висит объявление о том, что сегодня весь алкоголь не продается. И связано это с религиозным праздником — днем Будды. Днями Будды называются все буддийский праздники, которые проходят в течение года.

 

Что собой представляют буддийские амулеты?

Практически все тайцы от мала, до велика, носят различные обереги и амулеты. Как и наши православные кресты, они оберегают их от всяческих бед и напастей. Обереги изготавливают монахи и продают в специальных магазинчиках при храмах. Их может купить любой желающий.

Зачем тайцам шнурки и браслеты на руках?

Еще одной древней традицией в Таиланде является ношение на запястьях шнурочков и плетеных браслетов. Их могут одевать для привлечения удачи, или в качестве оберега.

Тайцы верят, что сила, способствующая процветанию и здоровью, время от времени может покидать человека. В этом случае помогают браслеты. После проведения определенных ритуалов, на правое запястье, через которое возвращается утерянная энергия, повязывают первый браслет и следом за этим – на левое, чтобы возвращенная сила не утекла обратно.

Буддийский монах завязывает веревочку на удачуБуддийский монах завязывает веревочку на удачуТайцы верят, что завязанная на запястье веревочка принесет удачу

Сегодня такой оберег можно получить в храме. Причем для мужчин и женщин ритуалы будут различаться. Так представителям сильного пола, после того как они преклоняют колени перед монахом, браслеты повязываются на руку. Женщинам же их кладут в протянутые ладони.

Для чего нужны цветочные гирлянды, которые продаются у храмов?

Ими украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов. В качестве защиты от демонов их подвешивают в любых транспортных средствах — машинах, лодках, автобусах и т.д. Кроме этого, гирляндами увешивают дерево «Ботхи» — под которым Будда достиг просветления. Его можно найти во всех буддийских храмах Таиланда.

Что за деревья с деньгами вместо листьев можно порой увидеть в храмах?

Иногда в буддийских храмах можно заметить интересные деревья, увешанные денежными купюрами. Это денежные деревья. Основой в них являются стволы банановой травы, в которые вставляют спицы, с прикрепленными к ним деньгами. Обычно такие деревья стоят в комнатах храмов, где любой может повесить на него свой денежный листок. Бывает, что уже оформленное дерево подносится вату в качестве пожертвования.

Денежное деревоДенежное деревоДенежное дерево возле храма

Эта традиция берет свое начало из древности, когда монахам возбранялось принимать помощь из рук мирян. Люди оставляли одежду и еду в лесу, либо прикалывали деньги к веткам деревьев.Почему рядом с буддийскими храмами часто можно встретить клетки с птицами и водоемы, населенные всевозможной живностью?

Буддисты верят, что за любой хороший поступок судьба обязательно отблагодарит их в этой или будущих жизнях. Как, впрочем, и за плохой придется рано или поздно отвечать. Хорошими делами считаются и дарование свободы, и отправление в естественную среду обитания всех божьих тварей: птицу в небеса, рыбу в море или реку и так далее.

Что это за «почетные» доски можно иногда увидеть рядом с храмами?

Действительно, порой рядом с буддийскими храмами можно увидеть своеобразные доски с фотографиями или именами людей. Особенно часто они встречаются в провинциях. На самом деле это список людей, с чьей материальной помощью был построен данный храм.

Что за емкости с водой стоят иногда в храмах и зачем?

Это, практически, то же самое что и святая вода в христианстве. Как и в наших церквях, подобную воду получают, читая над ними молитвы (мантры). Потом ее используют для умывания, окропления прихожан, лечения, освящения помещений, в общем, все то же самое что и у православных.

Почему в храмах так много ваз, в которых растут лотосы?

Цветы лотоса являются священными цветами в буддизме. По легенде, в месте, где ступала нога новорожденного Будды, расцветали именно они.

Голубой и розовый лотосыГолубой и розовый лотосыЛотосы в вазе возле храма

Кроме того, особенности роста лотосов прекрасно отображаю философию буддистов: развитие души посредством жизненного опыта от невежества и материализма к совершенному сознанию. Так и эти прекрасные цветы зарождаются в грязи, стебли их стремятся к солнцу через воду, а сам цветок, прекрасный и чистый, расцветает на водной глади под ласковыми лучами небесного светила.

Души невежественных людей символизирует еще нераскрывшийся цветок, а достигших просветления – распустившийся. Именно поэтому Будда всегда изображается на расцветшем лотосе.

easythai.ru