Оренбургский пуховый платок. Оренбургские шарфы


Оренбургский пуховый платок — WiKi

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России[1].

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России[источник не указан 22 дня].

История

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае[2]. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года[уточнить]. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Описание

Утверждается[кем?], что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области[источник не указан 279 дней]. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались[источник не указан 279 дней]: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха[источник не указан 279 дней].

  Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.,  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1715)

Наименование места происхождения товара

В данный момент наименование места происхождения товара "Оренбургский пуховый платок" закреплено за двумя организациями. Это "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.)[3] и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на вязальных машинах с доработкой вручную. Остальные организации и сайты на законодательном уровне торгуют контрафактной продукцией, т.к. не получили от государства аккредитации. 

Виды платков

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района[4]. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

  Директор Музея исламского искусства в Куала-Лумпуре Сеид Мохамад Албухари принимает в дар музею оренбургский пуховый платок, связанный Магинур Абдуловной Хусаиновой

Процесс производства

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Коллекции платков

В массовой культуре и литературе

  • Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Ф., композитор Пономаренко Г. Ф., исполнитель Людмила Зыкина[9].
  • Скульптура «Песня „Оренбургский пуховый платок“» скульптора Петиной Н. Г.
  • Повесть Анатолия Санжаровского «Оренбургский платок» («Художественная литература», 2012 г.)

Примечания

Литература

  • Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2015. — 272 с.: илл.

Ссылки

ru-wiki.org

Оренбургский пуховый платок — воплощенная женственность – Ярмарка Мастеров

Дорогие рукодельницы, кто из нас не любовался замысловатыми ажурами оренбургских пуховых платков и не мечтал иметь такой платок в своем гардеробе? Думаю, таких найдется немного. Изумительно нежные и легкие творения мастериц, с красивыми переплетениями нитей в неповторимых узорах, как-будто специально созданы для того, чтобы подчеркнуть женскую красоту и индивидуальность.

С Оренбургским пуховым платком меня связывает личная и давняя уже история. В дни моей юности, когда трудно было найти не только пряжу, но и журналы с описанием и схемами, среди старых маминых подшивок  я нашла приложение к журналу «Работница» № 1 за 1980 год. В приложении мелким, едва различимым шрифтом было опубликовано описание и схема Оренбургского платка! Это был платок, или в простонародье Паутинка, такой чудесной красоты, что мне сразу же захотелось его связать! И ничего страшного, что весь мой прежний вязальный опыт заканчивался простенькими варежками и шарфиками,  - это было уже неважно и не могло меня остановить! В ближайший же выходной я купила белоснежный козий пух, который в то время свободно продавался на рынке, уговорила маму, спрясть мне пряжу, а делала она это мастерски, и бесстрашно приступила к работе! Сказать, что я вязала долго, — ничего не сказать! :) Я вязала очень  долго, вывязывая каждую петельку, и практически после каждой из них, смотрела в описание, — настолько замысловатым был узор! Кто вязал такой платок, меня понимает! И вот, наконец, работа была закончена! Конечно, мое творение не было шедевром, — это был только первый опыт, но этот платок я подарила тогда маме, и она с удовольствием и долго его носила. Получилось совсем, как в той замечательной песне Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок». Выдающимся мастером по вязанию этих прекрасных платков я так и не стала, но любовь к вязанию с тех самых пор осталась со мной навсегда! И до сих пор я бережно храню то старенькое приложение к журналу с Оренбургским пуховым платком, снова и снова любуясь его неповторимостью и красотой..

Так, в чем же заключается магия пухового платка из Оренбурга?

В этом чудесном творении сплетены и легенды, и правда, подтвержденная наукой.

Буду рада, если в этой публикации вы узнаете много нового и интересного для себя об истории и сегодняшнем дне Ажурной паутинки, и, возможно, загоритесь желанием его приобрести или связать.

Итак, Оренбургский пуховый платок...

пуховый платок

Легенда древней Греции

Почитаемая и уважаемая древнегреческая богиня, прекрасная дочь Зевса Афина Паллада, обучала людей искусствам, в том числе и ткачеству и прядению.

шаль

Арахна в обличьи паука

Арахна — мастерица, славившаяся в то время своим умением создавать прозрачную, как воздух ткань, захотела превзойти Афину, вызвав её на состязание по рукоделию. Мудрая Афина предстала перед гордячкой в виде сгорбившейся седой старухи, чтобы предостеречь ее. Но Арахна не отступила — соткала тончайшую ткань на суд всех богов. Однако те объявили победительницей Афину. Гордая мастерица не смогла смириться с поражением и повесилась. Однако Афина не дала ей умереть — спасла, освободила из петли, но наказала за высокомерие, дав жизнь в обличьи паука. С тех самых пор пауки вечно плетут паутины – лёгкие, изящные, прозрачные… А самые тонкие, ажурные оренбургские платки, которые с легкость проходят сквозь женское колечко, называют паутинками, по аналогии с паучьей паутиной. Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы: хлопчато-бумажной нити, шелка, вискозы или лавсана.

ажурная шаль

оренбургская коза

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, поэтому изделия из оренбургского пуха — особенно нежные и мягкие.

оренбургский платок

рукоделие

ручная работа

Суровые морозные зимы, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

авторская работа

Что называют ажурной паутинкой?

Ажурные паутинки – самые изящные изделия линейки оренбургских пуховых платков, отличающийся особой легкостью и тонкостью.

творчество

Именно паутинки обладают уникальными способностями – свободно проходить сквозь обручальное кольцо и легко помешаться в гусином яйце. Как правило, изделия имеют квадратную форму, самую разнообразную цветовую гамму и невероятные по своей красоте узоры.

Секрет оренбургской паутинки

В чем секрет оренбургской паутинки – это, в первую очередь, сочетание поистине «народного» происхождения и сложных технических приемов.

аксессуары

аксессуары ручной работы

Ажурная паутинка — это главный показатель мастерства её создателя. В выборе узора для вязания, в умелом его расположении раскрывается её талант. Если обычный оренбургский платок имеет глухую середину и ажурные края, то в паутинке рисунки заполняют всё полотно. Оренбургский пуховый платок, знаменитый во всем мире — это именно оренбургская пуховая паутинка.

Ажурные паутинки можно носить как на голове, так и на плечах. Тонкие, легкие и, одновременно с этим, невероятно тёплые, изящные и компактные изделия подойдут к любому гардеробу, а при необходимости без проблем уместятся даже в самой маленькой женской сумочке.

Оренбургский платок — гордость русской культуры

Платок – это элемент одежды, который пришёл к нам из глубины веков. Кто и когда его придумал? История умалчивает. Однако ещё в древней Руси платок был неизменной частью женского одеяния, являясь символом благочестия. По православным традициям требовалось, чтобы головы женщин обязательно были покрыты платками.

Настоящей гордостью русской культуры являются платки, шали и косынки, изготовленные талантливыми руками настоящих мастеров. Понятие «Русский платок» получило мировое признание, благодаря кропотливому труду русских художников и мастериц.

Первые шали. Возникновение и развитие

Словарь Даля определяет шаль, как английский женский платок длиною до плеча. Шали возникли ещё в 15-м веке в исторической области Южной Азии, г. Кашмире. Там производили большие квадратные накидки из пашмины. Сложенные треугольником и накинутые на голову, они спадали на плечи и закрывали весь стан.

В Европе мода на шали возникла во времена Наполеона, когда он начал привозить из своих многочисленных походов своей возлюбленной Жозефине Богарне восточные подарки — красивые шали разнообразных форм, расцветок и размеров. С той поры шали быстро распространились по Европе, став любимым аксессуаром модных француженок.

В Россию первые шали были привезены с Востока и распространились с бешеной скоростью. Российские производители быстро отреагировали, и вскоре их производство было налажено в крепостных фабриках и мануфактурах.

Оренбургские пуховые шали: легенды и реальность

А в Оренбуржье в то время уже вовсю вязали разнообразные ажурные шали из местного уникального пуха. По легенде, первая оренбургская пуховая шаль, связанная умелой казачкой, была преподнесена в дар Екатерине второй. Тончайшая работа привела царицу в восторг, и та щедро одарила искусницу. Но, чтобы никто не узнал её секретов, да чтоб ни у кого больше такой красоты не было, приказала своим слугам ослепить казачку. Но не учла царица того, что у мастерицы этой дочь была, знающая все секреты этого искусства. И вскоре создавать красивейшие шали с неповторимыми узорами научились многие вязальщицы Оренбуржья.

Пуховые изделия ручной работы оренбургских мастериц были удостоены многочисленных наград на международных выставках. Красота, изысканность, восхитительная тонкость работы и оригинальные узоры сделали оренбургские шали и платки известными на весь мир.

Пуховая шаль — это изысканное и красивое изделие, популярность которого стремительно растёт. Это универсальный аксессуар женского гардероба, который никогда не выходит из моды. Универсальна она тем, что носить её можно в любое время года. В зимние холода она, несмотря на свою тонкость и лёгкость, подарит мягкое тепло и защиту, а в нежаркий летний вечер она укутает своей нежностью, защищая от ветра, и подарит ни с чем не сравнимое ощущение комфорта и уюта.

Универсальна оренбургская шаль ещё и тем, что носить её можно практически с любой одеждой — она станет шикарным украшением любого наряда. Пуховая шаль — это один из немногих аксессуаров, который с удовольствием носят женщины любого возраста. Юным леди она придаёт особое очарование, делая образ оригинальным. Пуховая шаль для пожилых дам — незаменимая вещь, которая подарит целебное тепло и комфорт, и, в то же время, придаст образу шик и благородство.

Женщина, создающая индивидуальный, неповторимый, женственный образ, должна иметь в своём арсенале несколько вариантов платков, и пуховый среди них должен присутствовать обязательно. Пуховый платок зимой на женщине выглядит настолько идеально и женственно, что никакие другие головные уборы не идут в сравнение. Забыть женщину в таком платке невозможно.

С чем же носить оренбургский пуховый платок?

Для девушек ответ вполне очевиден, лучше всего им подойдет именно изделие машинной вязки, особенно светлых тонов. Благодаря своей ажурности, тому что платок практически не пушится, а также светлости, легко добиться очень романтичного эффекта. В паре с приталенным пальто, шубкой или дубленкой, такой аксессуар будет наиболее гармоничен.

В противовес этому идут куртки и пуховики, с которыми носить оренбургский пуховый платок как минимум странно, а в целом неуместно. Натуральность изделия выдержит вязаные, меховые и изделия из натуральных тканей, а вот синтетические бесформенные пуховки никак не соответствуют таким требованиям.

То же касается и обуви. Каблук отлично дополнит женственный образ в паре с платком, а обувь на плоском ходу или платформе будет напоминать о девочке из далекого детства, которую бабушка насильно закутала в свой платок.

Для украшения можно приколоть на оренбургский пуховый платок красивую брошь. Можно приобрести специальное кольцо для платочных изделий. В зависимости от того, как вы завяжете палантин, именно оригинальная брошка может добавить аксессуару завершенности. Кроме того платок иногда сочетают с меховыми шапками, когда поверх изделия надевается головной убор. Вид получается довольно царственный и грациозный.

Надеюсь, вам было интересно.

www.livemaster.ru

Оренбургский пуховый платок — Википедия Переиздание // WIKI 2

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России[1].

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России[источник не указан 59 дней].

История

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае[2]. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года[уточнить]. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Описание

Утверждается[кем?], что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области[источник не указан 316 дней]. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались[источник не указан 316 дней]: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха[источник не указан 316 дней].

Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.,  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1715)

Наименование места происхождения товара

В данный момент наименование места происхождения товара "Оренбургский пуховый платок" закреплено за двумя организациями. Это "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.)[3] и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на вязальных машинах с доработкой вручную. Остальные организации и сайты на законодательном уровне торгуют контрафактной продукцией, т.к. не получили от государства аккредитации. 

Виды платков

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района[4]. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Директор Музея исламского искусства в Куала-Лумпуре Сеид Мохамад Албухари принимает в дар музею оренбургский пуховый платок, связанный Магинур Абдуловной Хусаиновой

Процесс производства

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Коллекции платков

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств[5].

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с. Сакмара[6]. Её работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства Малайзии в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя[7][8].

Сакмарская пуховница Магинур Хусаинова. Сакмара, 2008 г.

В массовой культуре и литературе

Примечания

Литература

  • Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2015. — 272 с.: илл.

Ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 28 июня 2018 в 07:08.

wiki2.org

Оренбургский пуховый платок - это... Что такое Оренбургский пуховый платок?

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.).

Директор Музея исламского искусства в Куала-Лумпуре Сеид Мохамад Албухари принимает в дар музею оренбургский пуховый платок, связанный Магинур Абдуловной Хусаиновой

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии[1]. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае.[2] Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова и назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г.

На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района [3]. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств. [4]

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с.Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя[5][6]

Оренбургский пуховый платок в искусстве

Ссылки

Примечания

dal.academic.ru

Настоящие пуховые платки из Оренбурга от производителя

Пуховые платки из Оренбурга всемирно известны, горячо любимы и необычайно востребованы. Российские женщины всех возрастов понимают, насколько это ценный предмет и как он уместен в женском гардеробе. 

Причины популярности оренбургских платков

Популярность вязаных платков из натурального пуха обусловлена сразу несколькими факторами. Разумеется, главным является способность защитить от сильных морозов, а они в Оренбургском крае нередко достигают отметки в – 40 градусов.

Для зимнего использования платки вяжут объемными, плотными в средней части. По краям изделие украшают фигурной каймой. Кстати, это уже второй фактор популярности оренбургских шедевров – неповторимая красота и изысканность. Если в зимнем варианте особый интерес вызывают рисунки, расположенные по периметру, то в более легком (летнем или межсезонном исполнении) уникальные рисунки распределяются по всему полотну.

Пуховый платокТретий положительный фактор – необычайная нежность. Так приятно в прохладное время укутаться в теплый мягкий платок! Он, в отличие от шерстяных или полотняных изделий, никогда не вызовет дискомфорт, не станет причиной раздражения даже самой нежной (детской) кожи.

Пух способен «дышать». Парадокс, но в теплом пуховом платке вспотеть просто невозможно! Женщины по достоинству ценят это исключительное качество. Так важно чувствовать свежесть после длительно ношения зимней одежды. Меховые шапки не способны соперничать с пуховыми платками. После них укладка испорчена, а платки ей ничуть не повредят. Вот и четвертый замечательный фактор.

Не стоит забывать и о целебных свойствах пуха оренбургских коз. Под его воздействием быстрее проходят простудные заболевания, снимаются боли в суставах и позвоночнике.

Одним словом, пуховые платки поистине многофункциональны, поэтому женщины от них никогда не откажутся!

Немного истории

Животноводы издавна умели использовать теплый пух оренбургских коз. Из него делали тонкую прокладку между слоями ткани, простегивая их, чтобы волокна оставались на отведенном им месте. Приезжие поражались способности местного населения стойко переносить суровые морозы и ветра в тонкой одежде. Они даже предположить не могли, что в суровом климате можно защититься от холода легким пухом. Привычка требовала наличия толстых меховых тулупов. А тут такое чудо!

оренбургский пухПуховязание стало активно развиваться в Оренбургском крае после того, как в нем «осели» казаки. Их жены и раньше занимались вязанием, но такого прекрасного материала у них еще не было. Пуховая нить была настолько приятна, настолько прочна и красива, что возникало желание создавать прекрасное. Так рождались новые узоры, подсказанные самой природой: листья, цветы, снежинки…

Для себя рукодельницы вязали теплые платки, не отличающиеся особым изяществом. На продажу же шли головные уборы необычайной красоты. Чем интереснее был рисунок, чем чище цвет платка, тем дороже он стоил.

Ажурные платки приобретали люди богатые, их с удовольствием покупала придворная знать. Оренбургские изделия ценились и за границей, особенно там, где по велению моды дамы обнажали плечи. Носить модные платья, и в то же время не дрожать от холода помогали легкие пуховые платки, привезенные из Оренбургского края. 

Рукодельницы Южного Урала прославили свои изделия более двухсот лет назад. С тех давних времен пуховязание стало процветать. Сегодня пуховые головные уборы изготавливают не только вручную. Создана целая фабрика по переработке сырья, получаемого от парнокопытных животных.

И что душе угодно – выбирай!

Интернет приблизил покупателей к торговцам и производителям. Сегодня необходимость в посещении конкретных фирменных магазинов отпала. Виртуальный шопинг стремительно набирает обороты.

Наш интернет-магазин специализируется на продаже вязаных изделий из пуха. Загляните на его странички. После увлекательной виртуальной прогулки вы не сможете «выйти из магазина» без покупки.

Мы предлагаем десятки моделей оренбургских платков. Одни отличаются «солидностью» - толстые и плотные платки согреют даже в самый сильный мороз. Другие - более тонкие, более изящные - станут незаменимы в межсезонье.

У нас вы найдете чисто-белые экземпляры, неокрашенные коричневые, серые и бежевые платки. Имеются в продаже изделия других цветов, и даже разноцветные. О качестве краски не стоит беспокоиться. Она подобрана специально для пуха. Цвет настолько стоек, что не изменится после неоднократной стирки и длительной носки платка.

серая шаль     розовый палантин    

Стоимость наших товаров зависит от:

- размера платка,

- расцветки изделия,

- сложности рисунка,

- технологии производства.

Платки, связанные вручную, всегда дороже, машинные – дешевле. Содержание пуха - и в тех, и в других - примерно одинаково. Машинные рисунки повторяются, встретить аналогичный аксессуар можно у коллеги по работе или у соседки. Ручные работы всегда уникальны, второго идентичного платка найти просто невозможно. Кроме того, машинные изделия несколько грубее ручных и их «полный расцвет» когда волокна окутывают платок, наступает позже.

Правильный уход продлит платкам жизнь

Платки, связанные из пуха, очень носки. Их срок использования насчитывает десятилетия. Однако неправильный уход может превратить хорошую вещь в «непонятно что» уже после первой стирки.

Современные стиральные машинки обладают режимом бережной стирки. Не стоит полагать, что автомат способен сохранить нежное пуховое полотно. Платки нужно стирать только вручную!

Как это сделать?

деликатная стиркаНалейте в таз теплой воды, добавьте в нее немного шампуня, опустите в раствор платок, оставьте на несколько минут. Легкими движениями без трения и растягивания простирайте платок, слегка отожмите. Прополощите изделие в теплой воде несколько раз. Не выкручивайте платок, отожмите большую часть воды. Пусть остальная влага покинет его самостоятельно, впитавшись в махровое полотенце, на которое следует положить платок в расправленном состоянии.

По мере намокания полотенце (или простынь) нужно сменить. Нельзя сушить пуховые вещи на солнышке, на батареях отопления и вблизи открытого огня.

В то время, когда головной убор не используется, его следует хранить завернутым в хлопчатобумажную ткань. При этом платок не должен быть примят другими вещами. «Отдохнувшее» изделие достаточно встряхнуть, его ворс поднимется, и пуховый платок будет готов вновь согреть и украсить свою владелицу.

Читать далее

www.orenburgshal.ru

Оренбургский пуховый платок

оренбургский пуховый платок

Красиво связанный и теплый оренбургский пуховый платок хорошо согреет в самые сильные морозы и украсит любую женщину. Во многих семьях ажурные оренбургские пуховые платки передаются по наследству от матери к дочери как дорогая семейная реликвия.

История оренбургского пухового платка

Впервые известность эти изделия их пуха оренбургских или ангроских коз получили в середине XVIII века. Их описал в своем исследовании «Опыт о козьей шерсти» П.И. Рычков в 1766 году. Он же предложил поставить вязку пуховых платков на поток, создав, таким образом, постоянное производство. Однако есть сведения, что пуховницы Оренбургской губернии занимались вязкой платков задолго до исследования Рычкова. Оренбургские пуховые платки ручной работы стали широко известны в России и за рубежом благодаря великолепному качеству шерсти, используемой при их изготовлении. Она очень тонкая, теплая и, в то же время прочная. Еще до революции огромное количество оренбургской шерсти экспортировалось в Европу, в частности, во Францию. Вывозились за границу также и готовые изделия, а в Англии даже появились свои платки, на которых делалась пометка «Сделано под Оренбург», однако, они не могли конкурировать по качеству и красоте вязки с настоящими российскими платками. Изделия из пуха оренбургской козы были широко востребованы и в России, а со временем, наряду с самоваром, тульским пряником и шапкой-ушанкой, оренбургский пуховый платок стал своеобразным символом нашей страны и за рубежом.

После революции производство платков не остановилось, а в 1936 году открылась фабрика оренбургских пуховых платков, где изделия вязали на специальных машинах. С тех пор различают пуховые платки ручной работы и машинной вязки. Много споров идет о том, какие лучше, однако у каждого вида производства есть свои преимущества. Платки ручной работы всегда имеют уникальный рисунок, в то время как машиновязанные оренбургские пуховые платки имеют стандартные узоры. Связанные вручную платки могут потерять форму после стирки, в то время как платок, изготовленный на машине, с добавлением вискозных нитей, всегда надежно сохраняют свою форму. И все же считается, что платки ручной работы более мягкие и пушистые, чем изготовленные на фабрике.

Как выбрать оренбургский пуховый платок?

Настоящие оренбургские пуховые платки бывают нескольких видов, в зависимости от способа вязки:

  1. Обычный пуховый платок или шаль – осень теплое пуховое изделие плотной вязки, предназначенное для ношения в холодные дни. Они могут использоваться в качестве головного убора или согревать плечи и шею. Бывают серого, реже белого цвета.
  2. Оренбургский пуховый платок-паутинка – изделие ажурной, тонкой вязки, скорее выступающее в качестве украшения, нежели в качестве теплого предмета одежды. Выполняется из самой тонкой пряжи высшего качества.
  3. Палантин – широкий шарф или накидка, по способу вязки аналогичен паутинке.

В зависимости от того, куда вы хотите носить платок, выбирается его вид. Далее стоит определиться со способом вязки. Ручная вязка уникальна, однако, такие изделия гораздо дороже, а также некоторое время новый пуховый платок ручной вязки будет оставлять следы пуха на вашей одежде. Машинная вязка избавляет от этого, но такие платки грубее на ощупь и имеют стандартные рисунки. Также в изделии стоит проверить качество пуха. Для этого специалисты предлагают простой тест: стоит обеими руками взяться только за пух платка и попробовать поднять его. Если это удалось – то перед вами качественная вещь, если же пух оторвался, а платок упал – то сырье было низкого качества.

Кроме того, стоит приобретать платки только в специализированных магазинах, так как на рынках и в поездах за оренбургские пуховые платки часто выдаются изделия из Дагестана или Узбекистана, которые не обладают всеми уникальными качествами платка из Оренбурга.

 

womanadvice.ru

Оренбургский пуховый платок — википедия фото

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России[1].

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России[источник не указан 22 дня].

История

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае[2]. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года[уточнить]. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Описание

Утверждается[кем?], что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области[источник не указан 279 дней]. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались[источник не указан 279 дней]: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха[источник не указан 279 дней].

  Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.,  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1715)

Наименование места происхождения товара

В данный момент наименование места происхождения товара "Оренбургский пуховый платок" закреплено за двумя организациями. Это "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.)[3] и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на вязальных машинах с доработкой вручную. Остальные организации и сайты на законодательном уровне торгуют контрафактной продукцией, т.к. не получили от государства аккредитации. 

Виды платков

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района[4]. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

  Директор Музея исламского искусства в Куала-Лумпуре Сеид Мохамад Албухари принимает в дар музею оренбургский пуховый платок, связанный Магинур Абдуловной Хусаиновой

Процесс производства

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Коллекции платков

В массовой культуре и литературе

  • Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Ф., композитор Пономаренко Г. Ф., исполнитель Людмила Зыкина[9].
  • Скульптура «Песня „Оренбургский пуховый платок“» скульптора Петиной Н. Г.
  • Повесть Анатолия Санжаровского «Оренбургский платок» («Художественная литература», 2012 г.)

Примечания

Литература

  • Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2015. — 272 с.: илл.

Ссылки

org-wikipediya.ru