Хадаки и их назначение. Шарф хадак


Зачем тибетцы дарят шарф?: vlade_mir

Если Вы когда-нибудь приедете в тибетскую страну, то при въезде с вероятностью 99% вам на шею оденут белый шарфик. Затем, путешествуя по стране, Вы увидите несметное количество этих белых тряпок во всех священных местах, на алтярях, на перевалах, и конечно же на других людях. Так что же это за шарфы такие и зачем в Тибете принято их дарить? Давайте разбираться.

Начнем с того, что этот белый шарф  в Тибете (и всех посттибетских странах) называется - Хадак. Это, как правило, длинный узкий шарф, который дарят в знак почтения, дружбы и добрых пожеланий. Его преподносят при знакомстве, в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече или проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам, по случаю окончания строительства дома или просто оставляют в святых местах. Короче, его дарят всегда всем и везде при любом удобном поводе и даже без него.

Шарф принято дарить в развёрнутом виде на ладонях обеих рук. Принимают хадак также обеими руками, при этом принимающий должен поклониться, а затем накинуть хадак на шею (но не завязывать как галстук или обычный  шарф). Обычно дарящий сам накидывает шарф на шею принимающего. При этом тибетцы обычно желают удачи - "таши деле" (tashi delek), когда дарят хадак другому человеку. Даже если Вам шарф не нужен, не отказывайтесь - примите его в знак уважения.

Ни в коем случае нельзя выбрасывать подаренный хадак - это будет оскорблением дарящего и осквернением его жизненной энергии. Поэтому шарфы принято хранить дома на алтаре.

Но что делать, когда шарфов скопилось много? Ведь их так часто дарят, что через некоторое время их будет просто неимоверное количество, которое просто не будет помещаться в доме, а выбросить-то нельзя...

Оказывается, хадак можно передать другому человеку или повесить его в каком-нибудь храме или святом месте. Очень часто в храмах у статуй Будд вы увидите горы таких белых "тряпок". Так вот, это не тряпки, а пожертвованные паломниками хадаки.

Где только я не встречал эти белые шарфики, путешествуя по Тибету. Их вешают на деревья, завязывают на памятники, оставляют на перевалах, украшают храмы или просто дарят Ламам в монастырях. Так что, если Вы не хотите везти хадак домой как сувенир, то способов от него красиво избавиться, не оскорбляя дарящего, миллион!

Хадак обычно делают из дешевой ткани, но бывают и дорогие шелковые. Иногда на них наносят изображения разных буддийских божеств.

Самые распространенные белые шарфы, хотя они могут быть и другого цвета, при этом каждый цвет символизирует что-то свое:

  • Белый - символ чистоты, святости и благополучия. Это самый распространенный цвет, по крайней мере в историческом Тибете.
  • Синий - обозначает небо, это символ гармонии, согласия и спокойствия.
  • Жёлтый - символ плодородия, достатка, постоянства и жизни.
  • Красный - символ безопасности, власти и величия. Кроме того, этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. В Непале мне подарили именно красный хадак.
  • Зелёный — символ цветущей земли, плодородия и пробуждения, это символ роста и процветания.

Кстати, Далай-лама дарил (и возможно и сейчас дарит) белые шарфики своим иностранным гостям и дипломатам, символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Как жаль, что на китайских генералов в свое время белые шарфики не подействовали...

И еще, не путайте шарфы "хадаки" с разноцветными флажками, которые тоже повсеместно развешаны в священных местах Тибета. Это лунг-та или "кони ветра", о которых я как-нибудь обязательно расскажу.

Теперь Вы знаете, зачем тибетцы дарят шарф, и что с ним нужно делать. Я лично свои храню дома и у меня их уже три! Правда вот алтаря нету...

Интересно? - Подписывайтесь в ЖЖ или в Instagram

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

vlade-mir.livejournal.com

Хадаки и их назначение — Будаевы

Как вы знаете, скоро Новый год по лунному календарю. В этот день многие граждане будут ходить в гости подносить пожилым людям хадаки.

Как написано в Википедии, хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Прежде всего это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания. Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому случаю, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета и так далее. О том как дарят хадак, как его держат писалось немало и поэтому я не буду говорить об этом. Хочется поделиться со своими слушателями о том как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, из чего их делают, а также ознакомить вас с видами хадаков.

Хадаки бывают пяти цветов. Белый – символ чистоты и доброты. Его можно дарить на свадьбу и на похороны. Синий обозначает вечное синее небо. Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам. Жёлтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка. А также знания, веры. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником. Красный хадак является символом домашнего очага, а зелёный – роста и процветания.

Три вида таких хадаков используется больше всего при различных буддийских мероприятиях. Мы часто видим как Далай лама преподносит хадаки дипломатам, политических деятелям и другим гостям символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Хадак также часто используется как геральдический символ.

Длина хадаков разная. Но в большинстве случаев это 50 см. Бывают в том числе более длинные хадаки, их длина может составлять три метра. Такие хадаки большая редкость и используются только в редких случаях. В основном на них вытканы изображения буддийских божеств и узоры, а также тибетские буквы. Среди таких узоров особое место знамают “алхаа хээ”, что означает шаг, улзий или “узел счастья”, найман тахилга – “восемь буддийских ценностей”. Каждый хозяин старался непременно держать у себя дома хадаки всех пяти цветов.

Во времена социализма использование хадаков было ограниченным и только с с началом 90-ых годов его стали использовать повсеместно. Это привело к тому, что теперь хадаки можно увидеть даже вывешенными на мостах, деревьях. Такое положение дел вызывает нарекания со стороны буддийских ламов и особенно старых людей. Например Г.Дэмбэрэл вспоминает, что в детстве праздник цагаан сар или новый год по лунному календарю был самым ожидаемым праздником. Он выходил из дома с одним хадаком и повесив хадак за средний палец здоровался со всеми. Но если он подарил этот хадак семье в которой гостил, то хозяева в свою очередь обязаны были дарить ему хадак. Но при этом хадак не мог быть хуже подаренного гостем. Раньше они были признаком почета и поэтому был дорогим. А посему его использовали даже как денежный знак. Например, хадак аюуш ценился в одну корову. А более короткие одной овцой. Как говорит Дэмбэрэл это сейчас хадаки обесценились и пользуются лишь одним видом. Ведь ранее для оказания почета родителям, старшим или бурхану использовались разные виды. “Я даже боюсь как бы нынешние хадаки китайского производства молодежь не приняла за настоящие” сказал Дэмбэрэл.

Раньше старые люди использовали хадак для лечения различных болезней. “Когда я был маленьким мой отец, когда у него болела голова обвязывал этим хадаком голову. Но при этом использовал его очень редко. Еще использовались при температуре, или когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала” говорит Дэмбэрэл.

С этого года в Монголии началось производство хадаков. Раньше в Тибете их готовили из шелка, хлопчато-бумажной ткани. Настоящий монгольский хадак отличается от хадаков например китайского производства. Это прежде всего материал, цвета и узоры на них. “Если настоящий сжечь хадак зола если можно так сказать получается нежная. Значит такой хадак приготовили из настоящего шелка. Да к тому же нынешние хадаки не подходящие по цвету. Они темно синего цвета. Монголы никогда не использовали такие хадаки. Такого цвета хадаки использовались при исполнении очень тяжелых буддийских мероприятий. Он должен небесно голубого цвета. Каким бывает небо,когда только всходит солнце – вот хадак и должен быть именно такого цвета” говорит лама Ариунболд.

Существует несколько видов хадаков.

Это Баранзад хадак, то есть это хадак почета. Используется при крупных государственных и религиозных обрядах. Да к тому же он самый длинный. Он украшен разными узорами символизирующими успех, благополучие, счастье и всеобщее благоденствие.

Малый хадак Аюуш – его использовали уже повсеместно. Он также был украшен узорами и с изображеним бурхана Авид. На нем он восседает на специальном сидении вместе со своими учениками и буддийскими атрибутами. К тому же над бурханом развевается мифическая птица хангаруди. Эта птица являлась символом силы, а бурхан Авид стабильности, счастья и всего хорошего на земле. А ваза с цветами символ оказания почета.

Большой хадак Аюуш — использовался также часто. В старинных рукописях говорится, что такой хадак преподносили дворянам, учителям, и в том числе родителям. На нем изображены узоры в виде дракона, сидение. Причем к сидению приставлен стол, за которым сидит бурхан Авид. Слева и справа от него сидят его многочисленные ученики. Над ним опять таки развевается птица хангаруди. Такой хадак символизировал силу, а также стабильность, счастье и всё хорошее на земле. А ученики вокруг бурхана вечное счастье и стабильность.

Хадак Соёмбо – в основном такой вид хадаков использовался только в государственных целях. На нем изображены цветы и узоры.А средли них изображен золотой соёмбо. Такой хадак сделали специально на заказ от Богдо гэгээна.

Хадак Даш – название тибетского происхождения. Используется для исполнения религиозных обычаев. Его можно было широко использовать и даже был разменной монетой. Он также по обычаю украшен цветами и узорами. Но на нем всегда были вытканы слова из мантры.

Хадак хийморь – на этом хадаке изображен бог, восседающий на ветре, спина которого украшена драгоценными металлами. В правом углу хадака изображен опять таки мифическая птица хангаруди. Эта птица держит в клюве змею. Считается, что такое изображение помогает в улучшении душевного состояния человека, ублажает природных духов. На левом же углу расположился дракон. Дракон символ воды и считается ученым. Также на таком хадаке изображен лев. А в другие углы хадака украшены узорами, рыбой и цветами.

Недавно в продажу поступили настоящие монгольские хадаки. Их изготовлением занимается компания «Соёмбо хадак». Производство таких хадаков начато благодаря долгим исследованиям.

Уважаемые радиослушатели мы рассказали вам о хадаках, используемых монголами издревле. С вами в студии (радио «Голос Монголии» — прим. А.) работала Бурэн. Спасибо за внимание и до следующей встречи.

Похожее

family.budaev.org

Хадак.

Хадак – это жертвенное подношение или приветствие со знаком глубокого уважения. Это шёлковый материал в виде длинного шарфа. Хадак складывается пополам по длине так, чтобы нижний край немного выступал из-под верхнего. Подносится хадак двумя руками на ладонях, обращённых кверху, сгибом к себе, а краями к тому, кому подносите.

Согласно буддийской легенде божества, великие йогины после горячих молитв, просьб прибывали с неба, с вершин гор в сиянии пяти цветов. Эти цвета означали единство сансары и нирваны, а именно, что всё произошло из энергии Пяти Великих Первоэлементов: энергий Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. Сияние 5 цветов при приближении материализовывались в легкие, как шелк ткани. Приветствуя, поднося хадаки всех пяти цветов, люди выражали самое глубокое уважение. Как бы говоря, что Вы для меня как бог, Учитель.

В Бурятию и Монголию эта традиция пришла из Тибета. Подносится хадак в поклоне или полупоклоне, в зависимости от объекта приветствия. В Тибете наиболее распространен белый цвет, символизирующий чистоту помыслов и благие пожелания. В Монголии и Бурятии чаще используют синий цвет, означающий небесную чистоту помыслов. Ламам и людям пожилого возраста обычно преподносят жёлтый хадак. На алтаре изображения, статуи святых, божеств обязательно покрывают или заворачивают в хадак. Также иногда их используют в качестве оберега, благословив и особым образом завязав. Существует обычай хранить хадаки 5 цветов на домашнем алтаре.

СИНИЙ ХАДАК цвета синего неба – знак чистоты и спокойствия. ЗЕЛЁНЫЙ ХАДАК – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. КРАСНЫЙ ХАДАК символизирует огонь - знак душевной теплоты, любви, сохранности. ЖЁЛТЫЙ ХАДАК – это символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость, а также является знаком возвышения и распространения буддизма. БЕЛЫЙ ХАДАК – это символ воды, олицетворяет благие деяния, щедрость, непрерывность. Также эти 5 цветов соотносят с 5 дхъяни (семействами) будд или же с 5 мудростями. В тантрической традиции они могут символизировать 5 совершенно очищенных состояний сознания - энергии. Все зависит от мотивации подносящего. При подношении хадаков всех 5 цветов нужно раскладывать их следующим образом: снизу желтый хадак, на него ложится белый, затем красный, синий и, наконец, зеленый, т.е. земля, вода, огонь, ветер и дерево. В данном случае пространство и ветер объединены, а дерево считается самой большой драгоценностью на нашей земле. В Белый месяц (Новый лунный год) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем, после окончания Белого месяца, хадаки убираются и хранятся до следующего Нового года. В канун следующего Белого месяца хадаки подносятся ламам в дацанах, уважаемым людям, родителям или привязываются на святых местах. Таким образом, проявляется парамита щедрости – всеми духовными и материальными богатствами, которыми владею, делюсь. Большим дополнением является хадак, если он находится на руках у верующего во время ритуала призывания Удачи и Счастья ( Далага- по бур.), особенно в 1 день Нового лунного года (Сагаалган по- бур.) Испорченные, старые хадаки не нужно держать дома. Их либо сжигают, либо подносят на самый низ закладки ступ, статуй.

tibastro.info

Хадак

Это жертвенное подношение или приветствие со знаком глубокого уважения. Это элемент чисто буддийской традиции. Однако сейчас они стали весьма популярны и за пределами буддизма. 

Согласно буддийской легенде, божества, великие йогины, после горячих молитв, просьб, обращённых к ним, прибывали с неба, с вершин гор в сиянии пяти цветов. Эти цвета означали единство сансары и нирваны, а именно, что всё произошло из энергии Пяти Великих Первоэлементов: энергий Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. Сияние 5 цветов при приближении материализовывалось в легкие, как шелк, ткани. Приветствуя, поднося хадаки всех пяти цветов, люди выражали самое глубокое уважение, как бы говоря, что Вы для меня как бог, Учитель. 

Это шёлковый материал в виде длинного шарфа. Хадаки бывают разных размеров от малых до весьма огромных. Размер говорит о Вашем отношении. На больших хадаках бывают изображены различные буддийские символы, знаки и лики святых. Чаще бывают 8 Благих символов. Хадак складывается пополам по длине так, чтобы нижний край немного выступал из-под верхнего. Подносится хадак двумя руками на ладонях, обращённых кверху, сгибом к себе, а краями к тому, кому подносите. 

В Бурятию и Монголию эта традиция пришла из Тибета. Подносится хадак в поклоне или полупоклоне. В Тибете наиболее распространен белый цвет, символизирующий чистоту помыслов и благие пожелания. В Монголии и Бурятии чаще используют синий цвет, означающий небесную чистоту помыслов. Ламам и людям пожилого возраста обычно преподносят жёлтый хадак. На алтаре изображения, статуи святых, божеств обязательно покрывают или заворачивают в хадак. Также иногда их используют в качестве оберега, благословив и особым образом завязав узелок. Такие хадаки нужно хранить как можно дольше. Сила благословения заключена в узелке и цвете, именно они распространяют соответствующее благо. Большую удачу, успех и благо приносят хадаки, полученные от очень уважаемых людей, высоких лам или при особых значимых событиях. Существует обычай хранить хадаки 5 цветов на домашнем алтаре. Своим символизмом они вполне могут заменить даже Мандалу. Ведь пятицветие хадаков означает Пять Великих Первоэлементов, из энергии которых сотворена вся Вселенная. Если на хадаках есть ещё и 8 Благих символов, тогда их ценность возрастает многократно. 

СИНИЙ ХАДАК цвета синего неба – знак чистоты, спокойствия и Просветления. ЗЕЛЁНЫЙ ХАДАК – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. КРАСНЫЙ ХАДАК символизирует огонь - знак душевной теплоты, любви, сохранности. ЖЁЛТЫЙ ХАДАК – это символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость, а также является знаком возвышения и распространения буддизма. 

БЕЛЫЙ ХАДАК – это символ воды, олицетворяет благие деяния, щедрость, непрерывность. Также эти 5 цветов соотносят с 5 дхъяни (семействами) будд или же с 5 мудростями. В тантрической традиции они могут символизировать 5 совершенно очищенных состояний сознания - энергии. Все зависит от мотивации подносящего. 

При подношении хадаков всех 5 цветов нужно раскладывать их следующим образом: снизу желтый хадак, на него ложится белый, затем красный, синий и, наконец, зеленый, т.е. земля, вода, огонь, ветер и дерево. В данном случае пространство и ветер объединены, а дерево считается самой большой драгоценностью на нашей земле. Есть ещё вариант в расположении цветов. Синий с зелёным меняются местами, т.е. после Огня (красный хадак) следует Дерево (зелёный хадак). Завершать будет Ветер (синий хадак ). Какой придерживаться традиции – это личное дело каждого. В Белый месяц (Новый лунный год) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем, после окончания Белого месяца, хадаки убираются и хранятся до следующего Нового года. 

В канун следующего Белого месяца хадаки подносятся ламам в дацанах, уважаемым людям, родителям или привязываются на святых местах. Таким образом, проявляется Даяние - парамита щедрости: делюсь всеми духовными и материальными богатствами, которыми владею. Хорошим дополнением является хадак, если он находится на руках у верующего во время ритуала призывания Удачи и Счастья ( Далага по- бур.), особенно в 1 день Нового лунного года (Сагаалган по- бур.) 

Испорченные, старые хадаки не нужно держать дома. Их либо сжигают, либо подносят на самый низ закладки ступ, статуй.

sangharussia.ru

Какого цвета ваш хадак? - zabaikalochka

В Забайкалье , если Вы являетесь почетным гостем в бурятской семье, вам обязательно поднесут длинный ритуальный шарф (хадак). Это уникальный дар и бывает нескольких цветов. Иногда его дарят в развернутом виде, когда в одной руке -чаша с молоком. Очень много этих шарфов в священных местах, где ими обвиты деревья, камни, скульптуры. А у меня дома хранятся белый и голубой хадаки, подаренные мне в особо торжественных случаях моей жизни... Мне очень хотелось узнать символику цветов этих шарфов и я нашла блог Аллы Намсараевой, где подробно описан каждый цвет.=

Это давняя традиция – подносить хадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов) большому ламе, учителю, уважаемому человеку.Хадак – символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, сострадания. Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак. Но в таких случаях всегда поступайте разумно, ведь порой человек, которому вы подносите хадак, может и не принять его, если он не согласен с вашим мнением или вашими действиями.

В Тибете хадак изготавливают из неокрашенной ткани. В России распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.

Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурятов обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.

Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета олицетворяют вечное синее небо, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.

Зеленый хадак – символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю.

Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды. (Алла Намсараева. Радио Свобода)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

zabaikalochka.livejournal.com