Шарф история


Шарф. История этой детали костюма

Шарф давно перестал быть чисто утилитарной вещью. Он не просто греет в холода, теперь это еще и яркий аксессуар, который можно подобрать в любой сезон к любому предмету гардероба. Шарф способен и скрыть что-то, и стать настоящей изюминкой образа. Разберемся, кто первым придумал обмотать вокруг шеи длинный отрезок материи.

История шарфа начинается почти две тысячи лет тому назад. Археологические находки семидесятых годов XX века указывают на то, что впервые его стали носить китайские военные. В открытом в 1974 году захоронении времен китайского императора Цинь Шихуанди у воинов из терракоты можно увидеть шейные повязки, исполненные настолько искусно, что на них и сейчас можно легко различить складки. Находка подтвердила, что китайские воины обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали платок только из практических соображений. Чуть позже появилась градация шарфов по военному рангу: приближенные к императору воины носили шелковые, простые — из хлопка.

До этого открытия изобретателями шейного платка считались римляне. Римские легионеры называли шейные повязки фокале, в таком виде их даже запечатлели на колонне Траяна. На ней спиральной лентой выгравированы воины, демонстрирующие военные подвиги императора Траяна. Причем у большинства из них на шеях завязанные узлом платки. Предшественник сегодняшних теплых шарфов тоже появился в Древнем Риме. Их носили римские легионеры во время походов в холодные Галлию и Германию.

КАПРИЗЫ КОРОЛЕЙ

В семнадцатом веке про утилитарность забыли, и на первом плане оказалась красота. Самым изысканным, разумеется, считался шелк, и шарфы из этого материала пользовались огромной популярностью среди представителей высшего общества. К примеру, этот аксессуар любил композитор Бетховен, предпочитая драматичные красные оттенки, подчеркивающие его брутальную внешность. Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы, которые ему привозили специально из Индии, а король Франции Людовик XIV, впервые увидев яркие шелковые платки на хорватских воинах, влюбился в них с первого взгляда.

Шелковые шарфы стали называть кравате. Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев. Не беремся утверждать, восходит ли французское «крават» к хорватам, но это название для галстука сохранилось во многих европейских языках до сих пор, так что вероятность крайне велика. Поскольку кружева ввозили во Францию из-за границы, они были очень дороги. «Король-солнце» даже организовал специальную придворную должность: поставщик-краватье ведал закупкой и уходом за множеством шелковых аксессуаров (владыка не любил отказывать себе в выборе и имел сотни шарфов).

Это был период, когда эстетика вышла на первый план. Фаворитки короля одна за другой соревновались в том, кто оригинальней наденет красивый платок. Герцогиня де Ла Вальер даже вошла в историю: она облюбовала для себя мужские шейные платки и стала завязывать их бантом. Этот бант-лавальер сохранился до наших дней как декоративное украшение и женской, и мужской одежды.

Платок только кажется простым кусочком материи, на самом деле от способа его ношения зависит очень много. Для творчества здесь всегда найдется место. Так, в период военных действий 1692 года между Францией и Англией зародился стиль стейн-керк, который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды. История появления этого стиля довольно интересна. Французы отдыхали возле деревни Стейнкерк, когда пришло известие о том, что англичане наступают. Не успевая завязать галстук как полагается, один франт просто заправил его в петлицу.

НА РУССКИХ ПРОСТОРАХ

В нашей стране шарфы появились при царствовании Петра I в конце XVII века и кратко прошли уже известный нам путь. Причем офицерский шарф стал первым элементом отличия высших чинов от обычных солдат. Он был снабжен кисточками из скрученной нити серебристого или золотистого цвета и изготавливался из шелка. Аксессуар предполагалась надевать через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I очень не любил шарфы.

Самодержец ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена. Появилась офицерская форма вообще без этого аксессуара. По иронии судьбы именно шарф стал причиной гибели императора: его задушил им один из офицеров.

В 1783 году в Кракове изобрели удобный вязаный шарф. Правда, повсеместно использовать его начали только в период Первой мировой войны (летчики зимой повязывали им шею, спасаясь от ветра и холода). В повседневную мужскую моду вязаный шарф стал проникать в тридцатые годы XX века, но окончательно закрепился в ней лишь в семидесятые на волне моды на трикотаж.

А вот во Франции в середине XIX века шерстяной шарф неожиданно превратился в символ бунтарства. Молодые революционеры стали укрывать им не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва аксессуары были блеклых цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шелковых тканей с узорами.

Увидев в палантине символ бунтарства и отрицания режима, его стали носить в нашей стране куда реже. Кашне тут же облюбовали преступные группировки и надевали их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к криминальному миру. Слава богу, моду на шарфы возродил в начале XX века итальянский актер Марчелло Мастроянни. Он их просто обожал.

Кстати, в ту же эпоху в Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, потому носить его решались только женщины и дети. Вот они и кутались в клетчатые кашне из шерсти в прохладную погоду.

МОДНЫЙ НЕБОСКЛОН

Шарф по праву занял место практичного и красивого аксессуара, который можно надеть и в холода, и в летний зной, и на прогулку, и на выход. Тут за дело взялись модные дома, создавая разнообразные модели палантинов, среди которых лидером стал Hermes. Его шелковые платки-каре сделались культом и вошли в историю моды. Шили их по-прежнему из шелка, а рисунок поражал разнообразием. Кстати, согласно статистике, самым популярным является как раз шарф Hermes (скажем спасибо сериалу «Секс в большом городе», где можно было наблюдать огромное количество самых разных моделей).

Важную роль в повышении спроса на этот аксессуар сыграла королева Англии Виктория, так как шейный платок стал любимым и постоянным элементом королевского гардероба. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатая ткань, и из нее тоже стали шить теплые шарфики.

Но триумфальное восхождение к вершинам моды шарф начал не сразу — лишь в XXI веке дизайнеры поняли, что он может быть не просто красивым элементом, но даже скорректировать весь образ.

Благо моделей сейчас великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. В своем гардеробе стоит иметь несколько штук на любой случай. Это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, хомут и даже старая добрая горжетка. Чем больше вариантов, тем больше ярких образов можно создать.

Изменилась мода и на ткани. Нежный шелк, конечно, никуда не делся (посмотрите только на потрясающе яркие модели Missoni), но теперь более востребованными стали лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей. Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в віще бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи и вышивки. Конечно, в основном это касается женских палантинов. Меняются с каждым сезоном и принты, подстраиваясь под модные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под необычный аксессуар подбирается весь look.

Что еще делает шарф таким универсальным аксессуаром, так это многообразие вариантов его завязывания и носки. Можно найти более двадцати способов для женщин и около десяти для мужчин.

Платки можно носить не только на шее, но и на бедрах, запястье, ручке сумки или обвязывать им голову, как это было модно в шестидесятых.

ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕ!

Отдельно выделим шарфы, которые несут в себе роль отличительного признака или принадлежности к определенному сообществу. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы фанатские шарфы, которыми бодро машут болельщики на стадионах. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального статуса, обязательно берут этот аксессуар, идя на матч или встречу клуба, ведь это ключевой элемент футбольной атрибутики. Впервые фанатский шарф появился в шестидесятых годах в Англии, где, собственно, и зародился этот вид спорта. Производились они из шерстяной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре их стали замечать и на стадионах Италии. В СССР такие шарфы появились в восьмидесятых: сначала их пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили рисунок, но вариант оказался недолговечным — их быстро рвали. Поэтому вскоре болельщики стали вязать их сами. Первыми такими длинными шарфами обмотались фанаты «Спартака», а вскоре аксессуаром обзавелись и поклонников «Зенита». В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.

Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе шарф на каждый день, но и заказать эксклюзивную модель для любого образа и не просто укрыться от холода, но и произвести фурор на светском мероприятии.

whynotportal.ru

История шарфа

Разнообразие женских аксессуаров столь велико, что о нём можно говорить очень долго. Ярким представителем является шарф, который можно найти не только в женском шкафу, но и в мужском.

Потребность использовать шарф чувствуется зимой и осенью, когда природа заставляет поберечь здоровья. В летний и весенний период спрос на него несколько меньший, но все же есть.

Сегодня шарфы используются по-разному – ими прикрывают голову и лицо, заматывают  шею или завязывают на талии.

Своё начало история шарфа берёт белее, чем тысячу лет до нашей эры. Нечто подобное до него использовала Нефертити (он был частью её причёски), китайцы применяли шарфы по назначению (защиты от холода) и для обозначения военных званий, римляне носили их на шее и талии, у египтян он входил в костюм для танцев живота.

Со временем шарф стал столь известным, что сейчас его можно найти в любом уголочке мира. На протяжении существования этого аксессуара, каждая историческая эпоха приносила свои новшества в его использование, изготовление и внешний вид.

В одиннадцатом столетии средневековые модницы шарфы завязывали на острую шляпу. После падения Римской империи много стран переняли её традиции, среди которых завязывание платков на шею.

Очень распространена она была в Хорватии. В XVII веке её переняли французы – по шарфу определяли статус человека.

Король Людовик XIV имел специального дворецкого, который заботился о его шейных украшениях, также при нём впервые начали завязывать шарф в виде бабочки и стиле «стейнкерк». Во времена правления Петра I, по офицерскому шарфу на шеи отличали обычного солдата от офицера.

После прихода к власти Павла I шарф офицеры начали носить на поясе под мундиром. Особая ирония судьбы «их отношений» в том, что он был убит при помощи офицерского шарфа. При Петре Великом и до Анны Иоанновны его начали носить через плечо.

В XIX веке у французов шарф превращается в кашне (тайник для носа). И в то время когда он очень популярный там, а в России его использование осуждалось. Новую жизнь шарфу подарил италийский актёр М. Мастроянни, а в союзе его было принято носить только детям и женщинам.

В XXI столетии шарф стал неотъемлемой частью коллекций известных мировых дизайнеров, прекрасно дополнял их образы и подчёркивал уникальность.

На сегодняшний день существует множество видов этого аксессуара, которые выделяют в зависимости от использованной ткани, вязки, формы, применения и метода завязывания.

Шарф – практическая и уникальная часть гардероба любого модника.

mariglamur.ru

История шарфа в моде | 365mag.ru

Привычный нам шарф имеет интересную и насыщенную историю, о которой многие даже не догадываются. Несколько веков назад этот аксессуар совсем не был связан с модой, его использовали совсем по другому назначению. И далеко не сразу шарф приобрел всемирно известную славу.

История шарфа насчитывает около двух тысяч лет. Историки предполагают, что впервые шарф появился в Древнем Китае. В 1974 году археологи обнаружили монументальное захоронение, относящееся к временам правления китайского императора Цинь Ши Хуан Ди. В этой гробнице были найдены фигуры 7500 воинов, у каждого на шее был шарф. Однако, в те времена, его использовали в практических целях. Плотная полоска ткани защищала воинов от ветра и холода. Само слово шарф происходит от немецкого и переводится как «военная повязка, пояс».

Шарфы использовали также и древние римляне, легионеры, совершавшие походы в холодные страны. Кроме того, что шарф согревал горло, его использовали еще и как теплую подкладку под воинское обличье.

Но постепенно шарф начинает претерпевать изменения. Начали использоваться различные материалы для изготовления аксессуара от теплых и практичных до воздушных и легких. Постепенно шарф становится во многих странах предметом отличия, так в Древнем Египте использовали шарфы в качестве показателя авторитета и социального статуса. Традицию шелковых шарфов переняла и Римская империя. Данный аксессуар они носили на талии или шее также как знак социального положения в обществе. Людовик IV, всегда любивший изыски в моде, шейный платок превратил не только в изящный и красивый аксессуар, но и сделал его знаком принадлежности к дворянскому сословию. Гораздо позднее Петр I также использовал шарф как социальное отличие между офицерами и солдатами, введя этот аксессуар в обмундирование армии.

Таким образом, шарф стал использоваться как знак отличия, только люди высшего сословия могли позволить себе этот аксессуар. Но только в 20 веке эта деталь одежды произвела настоящий фурор среди модниц. Он стал использоваться в разных формах и видах, украшая самые смелые и элегантные женские образы. Своего рода законодателями этой моды стали знаменитые актрисы, танцовщицы и певицы. Вспомним великолепную балерину Айседору Дункан, ее нежный и воздушный образ всегда сопровождался длинным шелковым шарфом, обвивавшим ее шею. Трагическая история смерти Дункан также была связана именно с горячо любимым ею красным шарфом.

На протяжении веков шарф не раз изменялся- его делали разной длины, цвета и покроя, ему придавали разные значения- от типичного воинского атрибута до отличительного знака высших слоев общества. Но сейчас мы не можем представить жизнь без этого аксессуара, который привыкли носить каждый день.

Так в этом сезоне осень-зима 2014-2015 дизайнеры не перестают видоизменять образы шарфов, шалей и накидок, предавая им новые оттенки и тона.

Восточные мотивы

Модный в прошлом сезоне этнический стиль не оставляет свои позиции. Восточные мотивы шарфов, выраженные в золотой вышивке, бахроме, орнаменте или кисточках на краях, встречаются все чаще. С таким шарфом можно обыграть любой образ, сделав его интересным. А почему бы и не маленькое черное платье?

Reichel Comi

Объемные формы

Дизайнеры в этом сезоне позаботились не только о красоте, но и о универсальности шарфов. Их функциональность, практичность, а также способность согревать делает их незаменимым женским атрибутом. Изделия из крупной вязки снова появились на подиумах. Они стали излюбленной частью гардероба девушек, предпочитающих спортивный стиль, но и в сочетании с классикой эти шарфы смотрятся эффектно.

Zadig&Voltaire

Длинные шарфы

В этом сезоне на ряду с шарфами крупной вязки идут и длинные, которые не менее популярны. Их оптимальная длина должна быть таковой, чтобы их обладательница могла обвязать аксессуар вокруг шеи несколько раз, при этом шарф должен свисать хотя бы до талии. Расцветка шарфа может не сочетаться или сочетаться с одеждой, как в коллекции бренда Prada.

Prada

 

Меховые шарфы

Дизайнеры предлагают выбрать стильное боа или шарф-горжетку – в предстоящем сезоне эти модели станут настоящими хитами. Мех всегда придаст образу оттенок аристократии. Особенно если накинуть меховую горжетку на плече вечером, что придаст вашему образу элегантность.Однако, есть и другая сторона медали: столь модный в этом сезоне «северный» стиль предлагает нам различные варианты огромных меховых шарфов а-ля хомуты. Как раз для холодной России, не так ли?

Roberto Cavalli

365mag.ru

История появления шарфа от древности и до современности

Многие люди привыкли к тому, что шарфы самых разнообразных видов, цветов и форм чаще всего носит женская половина общества, мужчин же в них можно увидеть гораздо реже – к примеру, когда того требуют костюм или погода. Удивительный факт заключается в том, что история шарфа начиналась совсем не как история предмета женского гардероба, более того – она связана с военной службой.

Модный аксессуар – наследие древних предков

Считается, что шарф появился более двух тысяч лет назад и родина его – Древний Китай. В 1974 году были найдены захоронения датируемые двухсотым годом до нашей эры. В гробнице оказалось семь с половиной тысяч скульптур воинов; шея каждого из них была обвязана шарфом. В те времена подход к использованию шарфа был чисто утилитарным: воины стремились с его помощью уберечь себя от ветров и холодов. Однако самого названия «шарф» в те времена еще не существовало. Данный аксессуар был простым куском материи. Слово «шарф» ('schrpe') имеет немецкое происхождение и означает также «кушак», «лента», «перевязь». Считается, что это слово пришло в русский язык через польский, в котором оно выглядит как 'szarfa'.

От военной формы к одеяниям первых модниц и модников

В Войске Русского государства, а позднее и в Русской (Российской) императорской армии шарф также являлся предметом формы служащих там офицеров. Более того, он даже выступал в качестве знака их различия при формированиях разных служб. В Российской империи шарфы носились через плечо и некоторое время украшались кистями. Для определения социального статуса и положения шарфы использовали в Древнем Египте, а затем и в Римской Империи. Впервые в качестве модного аксессуара шарф выступил в Средние века. Людовик IV ввел шейный платок в качестве знака отличия дворянского сословия.

Невероятную популярность в мире моды шарф приобрел в XX веке. Развитию способствовали многие певицы, танцовщицы и кино-дивы, среди которых наиболее значимая фигура Мэрилин Монро.

Путешествие шарфа из зимы в лето

Уютный вязаный шарф – неотъемлемый атрибут осенних и зимних дней. Люди привыкли к тому, что шарфы можно носить только в холодное время года, спасаясь от ветра и кусачих морозов, однако данный аксессуар является прекрасным дополнением и к летним нарядам. В отличие от зимних вариантов, призванных защищать людей от холода и производимых из шерстяных и акриловых нитей, существуют также и весенние, и летние шарфики, которые можно использовать просто для обновления или смены образов. Варианты шарфов для теплых времен года могут быть изготовлены из хлопковых, льняных, бамбуковых нитей, а также из различного вида кружевных полотен.

Разнообразие моделей и способов носки

За всю историю своего существования шарф принимал самые разнообразные формы: менялась длина, покрой и цвета изделий. Шарф может быть как однотонным (ярких цветов или приглушенных оттенков), так и украшенным простыми и сложными жаккардовыми орнаментами.

Сегодня актуальность предмета одежды, пришедшего из древности, неоспорима. В моду вошло большое количество его разновидностей. Шарфы окутывают не только шею, но и другие части тела – голову, плечи, талию и бедра. Грамотно подобранный аксессуар не только защитит от непогоды, но и станет стильным дополнением к наряду. Популярны сегодня и шарфы-палантины. Подобные аксессуары способны украсить свою обладательницу в самых разных ситуациях: на работе и дома, во время праздничных мероприятий, а также в отпуске во время неспешной вечерней прогулки вдоль берега моря.

hystoryfashion.ru

Женские шарфы. История шарфов. Модные материи и фактуры шарфов. Актуальные цвета шарфов и принты

Красота и Здоровье   Мода

История преображения шарфов

История становления шарфов как модных аксессуаров очень длительная и интересная. Впервые шарфы появились в Древнем Китае более 2000 лет назад благодаря обнаруженным на раскопках терракотовым фигуркам воинов, шеи которых были замотаны в полоски материи. Затем шарфы очень долгое время использовались как способ защиты шеи от сильных ветров и морозов, что позволяло избежать простуд и переохлаждений. В XXI веке дизайнеры по-новому посмотрели на шарфы и вдохнули в них абсолютно другой облик и предназначение. Шарфы перестали быть просто средством согрева зимой и превратились в модные аксессуары, завершающие облик, добавляющие изюминку образу, при чем как для женщин, так и для мужчин всех возрастов. Теперь для создания аксессуаров используются всевозможные ткани: от прозрачных шифоновых до грубых мешковатых. Были созданы не только зимние коллекции теплых шерстяных вязаных шарфов, но и коллекции на весну и лето. Также дизайнеры видоизменили привычный декор бахромы. Теперь она может быть как очень короткой, так и длинной и не обязательно в виде тесьмы. В качестве бахромы могут быть использованы бисер, тесьма с узлами разной величины, помпоны, в том числе из меха и любые подручные для модельеров материалы. Бахрома невероятно украшает шарфы для женщин. На подиумах модели и сами дизайнеры появились в шарфах всевозможных расцветок и принтов, полностью отвечающих трендам каждого сезона. Шарфы дополняли и завершали коллекции, отражая в себе дизайнерские задумки. В моду вошли шарфы и сумки, выполненные в одном стиле, имеющие одинаковые элементы дизайна. К примеру, силуэт девушки на сумке изображался и на шарфе в одинаковой цветовой гамме.

Модные материи и фактуры шарфов

Мода на ткани, из которых создают шарфы, тоже не стоит на месте. Современные тенденции диктуют только натуральные ткани. Основными материалами для шарфов остаются шелк, лен, хлопок, кашемир, шерсть и их сочетания. Для ранней весны актуальна тонкая шерсть. Новые технологии позволяют обрабатывать шерсть абсолютно по-новому. Теперь она может быть полупрозрачной, более мягкой и практически не колючей. Однако для улучшенного варианта шерсть смешивают с шелком. Что придает ей более мягкую структуру и добавляет блеск. Также отличным вариантом в прохладную пору буду легкие пашмины: нежные, теплые, очень приятные на ощупь. Все чаще в аксессуарах стал использоваться натуральный шелк. И это не случайно. Разнообразные фактуры и гигиенические свойства материала позволяют дизайнерам демонстрировать абсолютно новые модели шарфов. В этом сезоне шелковые шарфы приобрели новую, более плотную, фактуру. Актуальны шарфы из грубого шелка-сырца. Он имеет ярко выраженную мешковатую фактуру и добавляет модный в этом сезоне объем.

Появились новые комбинации шелка с другими тканями: со льном, с хлопком. Что еще больше обогатило фактуры материй. По-прежнему актуальны жатые материи, такие как плясе, гофре. Они добавляют шарфам дополнительный объем и воздушность.

Актуальные цвета шарфов и принты

Расцветки шарфов тоже меняются каждый сезон. Этой весной мода как никогда замешена вокруг сочных, спелых оттенков. Актуальны все яркие цитрусовые цвета: оранж, лимонный, цвет лайма. Не уступают им фуксия и насыщенный фиолетовый. Также дизайнеры предлагают жгучий коктейль из всевозможных сине-зеленых оттенков. Основное правило этой весны – цвета должны быть глубокими и достаточно яркими. Принты на аксессуарах приобрели новый вид. Мотивы флоры и фауны по-прежнему остаются, но уже разбавляются абстрактными, более размытыми формами.

Казалось бы, это пик развития аксессуаров, но мода не стоит на месте. И теперь современные тенденции диктуют, что шарф перестает быть деталью гардероба и становится самостоятельной единицей. Использование дизайнерами натуральных материалов и красивых расцветок превратило женские шарфы в украшения. Сейчас именно под роскошный палантин, шарф или платок стоит подбирать наряд, чтобы максимально подчеркнуть всю его красоту и красоту обладательницы шарфа. В настоящее время существуют два направления в шарфах. В привычном нам виде, но с использованием различных натуральных материй, всевозможного декора, отражающие модные тенденции. И как следствие развития моды – шарфы, превращенные в полноценные элементы одежды: парео, пончо, снуды, меховые накидки.

Парео – предмет женской одежды, прямоугольный отрез ткани, подвязываемый на бёдрах в виде юбки, под мышками, либо вокруг шеи в виде платья или любым другим способом.

Такая одежда была позаимствована у островитянок. Изначально парео было сделано из полупрозрачных тканей и являлось пляжным атрибутом. Но в последние годы появились модели парео из плотных, непрозрачных тканей, таких как хлопок и лен. И теперь его можно носить не только на пляже, но и по городу в жаркую, знойную погоду.

Пончо – большой прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы по середине. Современные модели пончо мало чем похожи с оригинальным вариантом. Единственное, что осталось общее – это отверстие для головы и отсутствие рукавов.

Разновидностью пончо являются пончо-накидки, которые не надо надевать через голову, что непременно удобнее.

Снуд – это объёмный шарф, который просторным кольцом прикрывает заднюю часть головы и шею. Незаменимая вещь в холодную погоду. Снуды делают из плотной хлопчатобумажной ткани, но более распространенный вариант – из шерстяных тканей и букле.

И кто знает, какие вариации шарфов нам предложат дизайнеры через десять лет. Одно можно утверждать наверняка, шарфы прочно зарекомендовали себя в качестве стильных аксессуаров, при этом, не растратив своего истинного предназначения.

Автор: Мария Осипова Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела МодаВернуться в начало раздела Красота и Здоровье

www.inmoment.ru

История шарфа

Предшественник сегодняшних теплых шарфов появился в Древнем Риме. На латыни он назывался focale. Его носили римские легионеры, пытаясь укрыться от непривычного холода во время походов в Галлию и Германию. Они повязывали шарфы на шею, защищая горло от холода, подкладывали их под доспехи в боях. А военачальники поверх мускульного панциря надевали офицерский шарф красного цвета с золотыми кручеными кистями.

1648 годПобедоносное шествие шарфа по Европе началось в Румынии. После распада Римской империи средневековые румынские племена унаследовали вместе с именем и языком Рима и его обычаи. Один из них — ношение шейных платков. Оттуда эта мода перешла в Хорватию. В 1648 году хорватский ударный полк в честь празднования победы над турками приехал в Париж. На шее каждого воина был шарф. 1650 год

И вновь военные события повлияли на моду: в 1692 году в ходе войны за испанский трон армию Людовика XIV, расположившуюся под бельгийской деревней Стейнкерк, внезапно атаковал полк англичан. Французским офицерам, застигнутым врасплох, некогда было завязывать шейные платки по всем правилам военной моды. Они просто намотали их на шею, завязав концы простым узлом и заткнув их в петлицу мундира. Так родился стиль стейнкерк. Стейнкерки носили и мужчины, и женщины.

Конец XVII векаПетр I, создавая регулярную русскую армию, позаботился о ее форме. Первоначально офицерское обмундирование ничем не отличалось от солдатского. Первым элементом отличия офицеров от солдат стал офицерский шарф. Первоначально он представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нити. Шарф надевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра.

1790 годВо времена Французской революции было модно носить огромные крахмальные платки из муслина, которые несколько раз обматывали вокруг шеи. Французы носили широкие платки из белой материи. Революционеры, как всегда, отличились: в знак протеста против белых платков cтали носить черный галстук («черный, как проклятье»). Во Франции эти огромные платки называли «энкруаябль», что значит «не-вероятный». Чтобы носить энкруаябль, требовалась определенная сноровка. В Париже были даже популярны частные уроки, на которых обучали искусству повязывать и носить эти платки.

1796 годВ России в этом году шарф подвергся гонениям. На престол восходит Павел I. Он вводит в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде исключается. Павел однозначно определяет место шарфа — на поясе камзола под мундиром. Появилась даже офицерская форма и вовсе без шарфа. В 1801 году гвардейские офицеры убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории — орудием убийства Павла был офицерский шарф.

Середина XIX векаУ шарфа появилось новое название. Небольшой мужской шарф во Франции назывался сache nez, что означает «тайник для носа». Там кашне носили молодые щеголи, пытаясь своим необычным обликом выразить протест против обывательских вкусов. В XIX веке кашне шили из узорчатых тонких тканей ярких цветов, затем вошли в моду шерстяные кашне в клетку. В России того времени отношение к модникам, носившим кашне, было негативное. Этот шарф даже воспринимался как признак инакомыслия.

Середина XX векаМоду на шарфы возродил Марчелло Мастрояни. Знаменитый итальянский актер относился к числу тех кинозвезд, которые получали удовольствие от ноше ния шарфов, с большим артистизмом укладывая их вокруг шеи. А вот в советской России в это время шарф считался признаком буржуазности, мягкости и неразумности, и потому носить его решались только женщины и дети.

Начало XXI века

Триумфальное шествие шарфа по мировым подиумам. Практически у любого дизайнера вы найдете в коллекции этот модный аксессуар. Вариантов множество. Каждый сможет выбрать именно тот шарф, который придется вам по вкусу и выразит вашу индивидуальность.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

Толстый теплый шарф — лучшее, что придумано для зимы. Но шерстяной шарф абсолютно неприемлем для официальных мероприятий и ношения с городским пальто.

Шелковый шарф определенно самый элегантный. Его с самого начала использовали для того, чтобы визуально закрыть «брешь» над вырезом пальто, там, где голая шея выглядит несколько сиротливо. Кроме того, он позволяет сохранять воротник пальто чистым.

Тонкие шерстяные шарфы сделаны из того же материала, который используют для легких шерстяных галстуков. Они особенно подходят для межсезонья.

Кашемировые шарфы часто подбиты шелком. Таким образом они одновременно производят элегантное впечатление и защищают шею и грудь от холода. Они могут выглядеть официальными и неофициальными в зависимости от цвета и рисунка, равно как от толщины и жесткости фактуры.

http://www.etagi.ru

malina-mix.com

Какова история шарфа и другой согревающей «одежды для шеи»? | Культура

Главной чертой галстука является его чётко зафиксированное положение на шее, которое обычно характеризуется особым узлом. Поэтому и роль галстук играет, прежде всего, эстетическую. Шарф тоже иногда повязывают особым способом, но здесь преобладает прагматика. Проще говоря, галстуки призваны украшать шею, а шарфы — укрывать.

Посмотрим хотя бы на знаменитые терракотовые фигурки воинов из усыпальницы китайского императора Хуан-ди, где можно увидеть первые прообразы шарфов. Свои шеи воины прикрывали явно не для красоты, а для защиты от холода и ветра.

Таким же образом стали защищать свои шеи и римские легионеры, которые двинулись из тёплой Италии на север — завоёвывать Германию, Галлию и Британию. Например, на колонне Траяна то тут, то там встречаются изображения солдат с повязанными на шее шарфами (впрочем, больше напоминающими шейные платки). Римляне называли эту деталь одежды говорящим словом «фокале» (от лат. «focus» — очаг) и носили не только во время военных походов, но и в миру, всё с той же прагматичной целью — защитить своё здоровье от сквозняков.

Однако уже в зрелое Средневековье и Возрождение «одежда для шеи» расширяет свои функции и широко используется в гардеробе прекрасных дам. Полоску из лёгкой ткани то накидывают на плечи, то цепляют к рукаву, а то сооружают из неё на голове некое подобие тюрбанов.

В эпоху Возрождения появляются и меховые шарфы, известные под названием «горжетка» (фр. «gorge» — «горло»). Их делали из шкурок пушистых зверьков, при этом обычно сохраняя голову зверька и лапки с коготками. Горжетки были не только красивыми и тёплыми. Во времена безраздельного господства блох, которые буквально усеивали парики и платья благородных дам, эти меховые украшения играли ещё и роль «блохоловок».

В 1676 году появляется ещё одна меховая накидка под названием «палантин». Говорят, что её ввела в моду супруга немецкого курфюста Пфальца (палантином называли первого из семи курфюстов империи), когда предстала в свете с эффектным покрывалом из собольих шкурок, полностью закрывающим плечи.

Палантины и горжетки стали особенно популярны в начале XIX века — с приходом т.н. «голой моды». Дамы носили лёгкие полупрозрачные платья (порой — с открытыми плечами), поэтому зимой частенько страдали простудными заболеваниями — иногда с летальными последствиями. Приходилось дополнять туалет меховыми накидками и шалями — единственными «допустимыми» аксессуарами, греющим хрупкие девичьи тела.

В конце XIX — начале ХХ веков похожие аксессуары вновь становятся модным. Во Франции им дают новое наименование — «боа», от лат. boa — «водяная змея» (боа констриктором и сегодня зовут вид южноамериканского удава). При этом боа стали делать не только из меха, но и из лебяжьего пуха и птичьих перьев. Длинные боа обычно носили зрелые дамы, а молодые укрывали горло коротеньким пушистым шарфиком, завязанным спереди атласной лентой. Мода на перьевые боа закончилась с началом Первой мировой войны, и сегодня этот экстравагантный наряд можно встретить в основном на шоу — вроде бурлеска.

Что касается меховых горжеток, то они сохранят популярность вплоть до «молодёжной революции» 1960-х как символ шика и достатка. При посещении заведений — от ресторанов до театров — дамы снимали верхнюю одежду, но горжетки оставляли при себе, небрежно накинув на вечернее платье. Вспомним хотя бы пьяную даму-математика из к-ф «17 мгновений весны», которая выполняла со своей лисьей горжеткой весьма забавные манипуляции.

А что же с шарфом — спросите вы. Для ответа на этот вопрос перенесёмся в конец XVIII века.

Дело в том, что первоначально шарфом в России называли не привычный утеплитель шеи, а пояс, который носили военные (собственно нем. Scharpe и польск. Szarfo и означали «воинская повязка). Обычай носить шарф, как и многое другое, ввёл Пётр I. Тогда он представлял собой серебристую полосу ткани, которую носили через плечо до бедра — как знак офицерского звания. Отменить этот обычай пытался Павел I, но по иронии судьбы его шарфом и удавили.

Надо сказать, что длинный шарф становился орудием смерти ещё не раз. В 1927 году из-за него погибла балерина Айседора Дункан (конец её алого шарфа намотался на шину авто и удавил владелицу). Можно вспомнить и странное самоубийство беглого российского олигарха Бориса Березовского в 2013 году, который по результатам расследования повесился на шарфе…

От хоррора вновь перейдём к моде. В XIX веке шарфы и шейные платки страстно любили дамы. Они носили их и поверх оголённых плеч с декольте, и вместе со строгими кринолинами. Одной из поклонниц шарфа была, например, английская королева Виктория.

Если в 1820-е годы в моде были шарфы с дорогой вышивкой и бахромой на краях, то в 1840-е в дамскую моду вошли однотонные шарфы, которые не терялись на фоне клетчатых платьев с кринолином.

Кстати, именно эта деталь туалета первоначально фигурировала в известном романсе «Шарф голубой». Впоследствии романс ушёл в народ и превратился в песенку «Крутится-вертится шарф голубой, крутится-вертится над головой…». Да вот незадача — из слова «шарф» постепенно исчез глухой звук «ф». И уже в к-ф «Юность Максима» мы слышим строчку песни как: «Крутится-вертится шар голубой» (а я-то думал, что это за шар вертится, надувной, что ли?).

В пристрастии к шарфам мужчины от дам не отставали. В 1830—1850-е годы особую популярность приобретает шарф «кашне» (фр. cashe nez — «тайник для носа»). Это были недлинные платки из тонкой шёлковой ткани очень яркой расцветки. Так как происходили они из Франции, известной своими революциями, в России ношение кашне стало считаться признаком «вольнодумства» (плюс ко всему их очень полюбили члены российских банд).

К концу XIX российское понятие «кашне» расширилось — так стали называть и шерстяные клетчатые шарфы для «сугреву», которыми обычно закрывали нижнюю часть лица. Сейчас это слово употребляется в первоначальном значении — тонкий узорчатый шарфик.

Мода постоянно менялась. В 1860-е популярность обретают белоснежные шелковые шарфы, в 1870-е — длинные вязаные шарфы. Последние шарфы особенно полюбились художникам и авиаторам. Недаром знаменитый лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери наградил таким шарфом своего Маленького Принца…

Длинные шарфы, намотанные на шею, стали популярными и у работяг 1920-х годов. Они как раз стали носить рубашки без воротников (ибо те часто пачкались), и шарф служил хорошей заменой.

Популярность вязаных шарфов возродится в 1970-х годах, когда в моде рукодельные вещи (рубрика «Вяжем сами» была даже в таком журнале, как «Наука и жизнь»). В новом тысячелетии модным станет вязаный круговой шарф-снуд, не имеющий концов и напоминающий хомут, надетый на шею (впрочем, им можно обернуть и голову).

В завершение нельзя не упомянуть ещё одну функцию шарфа — служить опознавательным знаком определённой организации или сообщества. О бандах XIX века, щеголявших кашне разной расцветки, я уже упоминал. Похожую роль играют и академические шарфы, по которым можно различать учащихся разных английских закрытых школ и университетов (вспомните хотя бы одеяние Гарри Поттера). Или шарфы фанатов разных футбольных команд.

Анекдот:

 — Я вчера жену попросил шарф связать: «Спартак — чемпион!».  — И что? — Да она двух слов связать не может!

На этом о шарфах — всё. Далее вас ждёт рассказ об истории галстука.

shkolazhizni.ru


Смотрите также