Шарф офицерский


Офицерский шарф

В конце 17- начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал". Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием. После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде. В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма. Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы. В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались. В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа. В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.

В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

Первая Мировая война одела войска в полевую форму и пояс-шарф, казалось, навсегда ушел в историю. Прошло тридцать лет. В апреле 1945 года для генералов и маршалов Красной Армии вводится парадный мундир цвета морской волны и на параде Победы 24 июня 1945 года на генеральских мундирах вновь кушак образца 1855 года. Спустя десять лет к парадной форме генералов и офицеров Советской Армии вводится "офицерский парадный пояс". Теперь он изготавливается из плотной тесьмы желтого цвета с тремя узкими полосами черно-оранжево-белого цвета и золотистой металлической пряжкой впереди. Первоначально, как для морских, так и для сухопутных офицеров он имел слева пассики для ношения кортика, но вскоре кортик остался принадлежностью только морских офицеров. Позднее, с введением парадной формы офицерского образца для сверхсрочнослужащих парадный пояс становится принадлежностью парадной формы сверхсрочников, а затем и прапорщиков (с 1973 года).

С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах.

Этот парадный пояс теперь принадлежность парадной формы Российской Армии.

Источник: http://рустрана.рф/article.php?nid=122

forma-odezhda.ru

Военная одежда и снаряжение: шарфы офицеров 1797 -1815

История офицерского шарфа корнями своими уходит в европейское средневековье. Шарф цветов сеньора носил человек, от имени этого сеньора распоряжающийся, повязывая его на поясе, на руке или через плечо В годы Тридцатилетией войны шарф становится общепринятым знаком различия воинского начальника, но позднее его семантика изменяется: шарф не только и не столько обозначает ранг, но и символизирует состояние «при исполнении служебных обязанностей», в коем пребывает его носитель; вне строя офицеры шарфов не носят и, наоборот, обязательно повязывают их при выходе в строй.

В России офицерский шарф в европейском понимании этого слова появляется при Петре I, хотя еще в стрелецком войске особые кушаки отличали начальных людей. В истории военной одежды и снаряжения шарф петровской эпохи расцветкой повторял российский флаг, что соответствовало европейским геральдическим традициям.

В 1730-е годы получает распространение шарф из золотой сетки, прошитый в несколько рядов черным шелком - по цветам государственного герба и, возможно, в подражание австрийцам. Шарфы этого типа просуществовали без изменения вплоть до восшествия на престол Павла I.

В 1796 году вводится шарф нового образца. Его должны были носить при строевой форме все генералы и офицеры, кроме гусарских. Конструктивно новый шарф не отличался от старого, но изготовлялся не из золотой, а из серебряной сетки и должен был прошиваться в несколько рядов черным и оранжевым шелком /3, ч.7, с.6//. Число рядов прошивки шарфа не регламентировалось; «Историческое описание» изображает шарф, прошитый в три ряда /3, ч,7, №928/, а О. Леонов и И. Ульянов утверждают, что рядов прошивки полагалось делать пять /5, с.208/. Длина шарфа также не регламентировалась и зависела, очевидно, от объема талии конкретного офицера. Круглые кисти длиной около 27 сантиметров (по образцу, хранящемуся в ВИМАИВ) состояли из околыша и тонкой витой бахромы.

В середине кисти бахрома была шелковая черно-оранжевая, снаружи - серебряная. Бахрома стягивалась в пучок под околышем витым серебряным шнурком. Серебряные околыши кистей были весьма разнообразны по форме, могли иметь черно-оранжевую проплетку и украшаться блестками /2/. Отметим, что нововведенный шарф не нес никаких указаний на чин владельца; иными словами, шарфы фельдмаршала и прапорщика были одинаковыми.

Мы не можем определенно сказать, почему Павел I изменил цвета шарфа. Серебро в качестве основного фона было выбрано, возможно, под влиянием прусских образцов, а возможно - как цвет, символизирующий монархию. Черно-оранжевую прострочку мы можем расценивать как немного видоизмененные цвета русского герба, а можем - как цвета «дыма и пламени», по примеру цветов георгиевской ленты.

Это цветовое сочетание, применявшееся в коронационных церемониях с середины XVIII века /6, с. 119/ и официально введенное в 1796 году, сохранялось в русских офицерских шарфax до 1917 года, оно же легло в основу военной и гражданской кокард, а также было косвенно использовано при введении нового государственного флага в 1858 году /6, с. 127/.

Шарф повязывали на поясе: зимой, когда мундир застегивался донизу - по мундиру, в прочих случаях - по жилету, под мундиром/Анализ иконографических источников дает основания утверждать, что офицерские шарфы павловского времени изготовлялись без особых отклонений от образца и носились единообразно. Вольности в конструкции шарфа обычно сводились к варьированию числа рядов прострочки - их могло быть 5, 4 или 3.  

 Прострочка могла быть еле заметной на общем серебряном фоне, как мы это видим, например, на портрете Суворова работы Крейцингера /4, №26/, а могла идти сплошными широкими полосами, как на шарфе кирасира фон Дризена с другого портрета А, №25/.

Изображенные на портретах офицеры и генералы носят шарф на талии или чуть ниже, зачастую оборачивая вокруг туловища дважды, и завязывая, как правило, простым узлом на левом бедре спереди; кисти свисают до середины бедра.9 октября 1799 года в прострочку шарфа к черному и оранжевому был добавлен «мальтийский» малиновый цвет /3, ч.7, с.99/. Автору известно только одно изображение, на котором однозначно читается шарф с такой прострочкой - это парадный портрет Павла I в общеармейском мундире, хранящимся в Екатерининском дворце Царского Села.

Офицеры-участники Итальянского похода, покинувшие Россию в конце февраля 1799 года, не могли успеть прошить свои шарфы малиновым шелком и, скорее всего, не сделали этого во время похода.

Весной 1802 года по указу Александра 1 малиновые нити из шарфов были выпороты, в остальном же павловские шарфы не претерпели изменения /3, ч. 10, с. 202/. Заметим, что уже в первые годы царствования вошли в обиход шарфы из серебряной тесьмы, употреблявшиеся наряду с классическими сетчатыми; тесьмяной шарф чегко виден на портрете семеновского поручика П.Г. Бибикова, написанном в 1805 году /4, №39/. Серебряный шарф стоил очень дорого, и небогатые офицеры вынуждены были вместо серебра использовать серебристый или белый шелк. Такие эрзац-шарфы было высочайше разрешено употреблять в январе 1812 года, но, возможно, они употреблялись и ранее /2/.Носить шарфы стали выше, чем при Павле - в соответствии с модой. Повязывали шарф по мундиру, сюртуку или шинели, но не по жилету. Повязанный но "мундиру шарф закрывал нижнюю пару пуговиц и низ мундира спереди (рис. 2).

Узел могли делать на левом бедре, на левой фалде, сзади, на правой фалде. Помимо простого узла употреблялся также бант. К 1810-м годам наметилась тенденция к сужению шарфа Прострочка теперь чаще всего шла в три ряда. Узкие шарфы обычно повязывали между предпоследней и нижней бортовыми пуговицами мундира, наиболее употребительным узлом стад банг (рис.3). Кисти шарфов в 1810-е годы стали свисать до колена, над чем немало потешались французские карикатуристы, изображая русских «оккупантов» подпоясанными какими-то полосатыми шнурками с кистями, чуть ли не волочащимися по земле /1, №48/.

Эволюцию офицерских шарфов первой половины царствования Александра I лучше всего могут проиллюстрировать изображения самого Александра, выполненные в разные годы.На парадном портрете, выполненном неизвестным художником в 1801 году, император опоясан шарфом в стиле предыдущего царствования: шарф дважды обернут вокруг талии и завязан простым узлом на левом бедре /1, №3/.

Портрет работы Боровиковского, написанный около 1802 года, дает нам представление о шарфе начала александровской эпохи: шарф очень широкий, обернут один раз несколько выше талии, завязан, очевидно, на левой фалде - узел на портрете не виден /1, №2/.Па малоизвестном портрете кисти Доу, написанном в 1810-е годы, Александр опоясан шарфом средней ширины, завязанным бантом на правой фалде мундира /1. №1/.Наконец, на знаменитом конном портрете из Военной галереи Зимнего дворца мы можем видеть тип шарфа, сложившийся к 1815 году: узкий пояс, повязанный между двумя нижними пуговицами мундира, с узлом на левой фалде и низко висящими кистями. В таком виде офицерский шарф просуществовал до 1837 года, когда была несколько изменена его конструкция и введена пряжка с крючком. Павловская расцветка шарфа просуществовала 121 год и была отменена только Октябрьской революцией.

Источники

  • 1.Александр I и 1812 год. СПб., 1911.
  • 2.Соловьёв В.Н. Россия. Офицерский шарф 1802-1825, детали обмундирования, // Бюллетень ТВП: вып.23Р-3(154). Л., 1978 (рукопись).
  • 3.Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. 4.7, 10. СПб., 1902.
  • 4.Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII - начала XX века. Л., 1988.
  • 5.Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 1698-1801. М., 1995.
  • 6.Соболева НА., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.

armflot.ru

Русские Мундиры

Во второй половине XVIII века в период царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) президентом военной коллегии становится ее фаворит Григорий Потемкин. Выдающийся государственный деятель и талантливый военачальник Потемкин в 1782 году предложил радикально изменить униформу Русской Армии, сделать ее простой, удобной, дешевой, максимально приспособленной к полевым условиям. Однако внешний вид формы опережал эпоху более чем на сто лет, и поэтому новая униформа встретила активное сопротивление офицерства и генералитета. Потемкин употребил весь свой авторитет, все свое влияние на императрицу. Однако после четырех лет борьбы новую униформу удалось внедрить только для солдат и унтер-офицеров. Офицеры и генералы отстояли свое право носить прежнюю униформу. Впрочем в частях, подчиненных непосредственно Потемкину и офицеры были вынуждены перейти на новую форму. Генералы же частично одели новую форму, частично нет.

Потемкинскую униформу солдаты проносили всего десять лет, до воцарения императора Павла I.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Каждый элемент военной формы имеет определенное предназначение и появляется на ней не случайно, а под воздействием определенных условий, в том числе и исторических. Можно сказать, что каждый элемент формы несет на себе как историческую нагрузку, так и утилитарное назначение.

Офицерский шарф

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Погоны

Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение людей, не утрудивших себя сколько-нибудь внимательным изучением военной униформы, древних лат, рыцарского снаряжения. Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на "защитные плечевые пластинки".

Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод - до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных).

Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами.

Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель - удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии. Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды.

К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль - по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным. В нижнем конце погона были свисающие вниз концы, что делало его несколько похожим на эполет. Это обстоятельство в ряде современных изданий приводит авторов к ошибочному утверждению, что это эполет. Однако конструкция эполета совершенно иная. Это именно погон.

Император Павел I возвращает погонам чисто практическое назначение - удерживать лямку сумки на плече. Снова погон исчезает с офицерской и унтер-офицерской формы. Однако у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, верхняя часть которого очень напоминает гарусный погон.

studfiles.net

Офицерский шарф

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал". Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием. После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде. В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма. Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы. В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались. В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа. В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.

В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

Первая Мировая война одела войска в полевую форму и пояс-шарф, казалось, навсегда ушел в историю. Прошло тридцать лет. В апреле 1945 года для генералов и маршалов Красной Армии вводится парадный мундир цвета морской волны и на параде Победы 24 июня 1945 года на генеральских мундирах вновь кушак образца 1855 года. Спустя десять лет к парадной форме генералов и офицеров Советской Армии вводится "офицерский парадный пояс". Теперь он изготавливается из плотной тесьмы желтого цвета с тремя узкими полосами черно-оранжево-белого цвета и золотистой металлической пряжкой впереди. Первоначально, как для морских, так и для сухопутных офицеров он имел слева пассики для ношения кортика, но вскоре кортик остался принадлежностью только морских офицеров. Позднее, с введением парадной формы офицерского образца для сверхсрочнослужащих парадный пояс становится принадлежностью парадной формы сверхсрочников, а затем и прапорщиков (с 1973 года).

С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах.

Этот парадный пояс теперь принадлежность парадной формы Российской Армии.

Источник: http://рустрана.рф/article.php?nid=122

militaristwear.com

Офицерский шарф | Солдат - армейский сайт Беларуси

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии.Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы.В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались.В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа.

В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

Первая Мировая война одела войска в полевую форму и пояс-шарф, казалось, навсегда ушел в историю. Прошло тридцать лет.В апреле 1945 года для генералов и маршалов Красной Армии вводится парадный мундир цвета морской волны и на параде Победы 24 июня 1945 года на генеральских мундирах вновь кушак образца 1855 года. Спустя десять лет к парадной форме генералов и офицеров Советской Армии вводится "офицерский парадный пояс". Теперь он изготавливается из плотной тесьмы желтого цвета с тремя узкими полосами черно-оранжево-белого цвета и золотистой металлической пряжкой впереди. Первоначально, как для морских, так и для сухопутных офицеров он имел слева пассики для ношения кортика, но вскоре кортик остался принадлежностью только морских офицеров. Позднее, с введением парадной формы офицерского образца для сверхсрочнослужащих парадный пояс становится принадлежностью парадной формы сверхсрочников, а затем и прапорщиков (с 1973 года).

С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах.

Этот парадный пояс теперь принадлежность парадной формы Российской Армии.

Источник http://army.armor.kiev.ua/forma/sarf.shtml.

soldat.by

Пояс-шарф офицерский парадный

Основа с крючками и петлями для регулировки размера.Производство: г.Москва

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.

Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы.

В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались.В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа.

В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.

В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

voin-rkka.ru

Пояс-шарф офицерский парадный

Основа с крючками и петлями для регулировки размера.Производство: г.Москва

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.

Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы.

В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались.В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа.

В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.

В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

www.voin-rkka.ru


Смотрите также