Знаки различия воинских званий в России. Солдатский шарф


Забытые детали русской военной формы | Fresher

Современная военная форма кажется удобной не всякому призывнику. Но чего только не приходилось носить солдатам старых времен. Некоторые из этих деталей просто поражают воображение! Впрочем, пройдет каких-нибудь 50–100 лет, и правнуки будут с удивлением смотреть на автоматы Калашникова, которые в 2017 году еще не были цифровыми!, и многослойную зимнюю форму без датчиков замерзания.

Тегиляй

Так назывался экономвариант воинских доспехов, популярный во времена Ивана Грозного у русских и татар, – плотно простеганный кафтан, надеваемый поверх одежды. Между слоями ткани вкладывали хлопок, паклю, иногда обрывки материала от панциря или кольчуги. Рукава доходили только до локтей, чтобы руки сохраняли свободу. Тегиляй почти так же хорошо, как панцирь, защищал корпус от рубящих ударов и особенно от стрел – но, конечно, не от прямого удара копьем. Этот «ватник» имеет азиатское происхождение, а в России впервые упоминается в XV веке при описании вооружения ополченцев.

Берендейка

Это ременная перевязь, которая носилась через левое плечо. Использовали ее по всей Европе в пехотных войсках, вооруженных огнестрельным оружием. Всё, что привешивалось к берендейке, было необходимо для заряжания ружья. В России берендейками пользовались пищальники, а позже – стрельцы. К концу XVII века были изобретены бумажные патроны с готовым зарядом, и берендейка вышла из употребления.

Горжет

Большая металлическая нашейная бляха появилась в офицерской форме при Петре I. По своему происхождению горжет – часть доспехов, воротник для защиты шеи и горла, и обозначал он «благородный», рыцарский статус носителя. Нагрудный знак делался с серебряными или золотыми элементами, имел различные изображения, обозначая звание и полк, в котором служит офицер.

В 1858 году знаки различия окончательно перешли на погоны и эполеты. Горжет был отменен. С 1884 года он полагался обер-офицерам отдельных гвардейских полков для ношения при парадной форме, иногда как знак отличия.

Офицерский шарф

Шелковый шарф с кистями при Петре I стал первым отличием офицерской формы от солдатской. С 1700 до 1732 года он был красно-сине-белым, носили его через плечо и завязывали узлом на поясе. Позже шарф переместился на пояс, что было значительно удобнее, и часто носился не сверху, а под мундиром на камзоле. Расцветка тоже менялась. При Павле I шарф у всех офицеров и генералов стал серебристым с тремя узкими черно-оранжевыми полосами.Позже, в XIX веке, шарф оставался частью военной формы, периодически видоизменяясь вслед за модой, его называли и поясом, и кушаком. Сейчас его черты можно найти в офицерском парадном поясе Вооруженных Сил РФ.

Парик с косой

В петровские времена «накладные волосы» полагались только офицерам к парадной форме. Позже парики появились и на солдатских головах. Петр III, восхищавшийся прусским королем Фридрихом Великим, полностью воспроизвел в русской армии обмундирование прусских солдат: узкий покрой отвечал тогдашним требованиям стойки и маршировки, на ногах были чулки и штиблеты с гетрами. Волосы причесывались в одну косу с буклями по бокам и пудрились (солдаты использовали просто муку). При Екатерине II многие неудобства формы были отменены, но ее сын Павел I возвратил отцовские порядки. Только к началу XIX века пудреные парики в армии окончательно ушли в прошлое.

Ментик, кивер, доломан

Красочная форма гусар была позаимствована из польского и венгерского национального костюма. Доломаном называлась куртка со стоячим воротником, расшитая шнурами. Сверху накидывали так же украшенный ментик, зимой надеваемый в рукава, у офицеров воротник его обшивался мехом. В плохую погоду надевался еще и суконный плащ. Головным убором был высокий кивер. Жгуты и галуны не только украшали форму – по ним различались чины офицеров. На ногах носили узкие чакчиры, то есть рейтузы, с кантами и шнурами и низкие полусапожки. Ташка – плоская сумка-карман – надевалась через правое плечо и висела у колена.

Если не считать изменений, на некоторое время внесенных в военную форму Александром III, гусарская форма сохраняла свой общий вид до 1917 года.

Буденовка

Модель головного убора для Красной Армии была утверждена Реввоенсоветом в начале 1919 года. Требовалось создать нечто новое, чтобы легко отличать красноармейцев от белых. Художники вдохновлялись обликом древнерусских богатырей. Заостренный зимний шлем, назатыльник которого мог закрывать шею, шился из сукна защитного, а позже серого цвета. Спереди прикреплялась суконная звезда (своего цвета у каждого рода войск), на нее – звездочка-кокарда РККА. Конечно, навершие буденовки шутники называли и «громоотводом», и «выходом для пара».

Буденовку носили в Красной Армии долго, однако в 1940 году она не оправдала себя в условиях «зимней войны» с Финляндией: плохо защищала от холода и приводила к демаскировке в полевых условиях. Вместо нее ввели шапку-ушанку, но и в начале Великой Отечественной войны красноармейцы иногда еще получали буденовки со складов.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: армия, история

www.fresher.ru

Лекция - Офицерский шарф - История

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого «Петр I» один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать — было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа — на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый — из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории — именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

 

Погоны

Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение людей, не утрудивших себя сколько-нибудь внимательным изучением военной униформы, древних лат, рыцарского снаряжения. Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на «защитные плечевые пластинки».

Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод — до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных).

Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами.

Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель — удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии. Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды.

К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль — по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным. В нижнем конце погона были свисающие вниз концы, что делало его несколько похожим на эполет. Это обстоятельство в ряде современных изданий приводит авторов к ошибочному утверждению, что это эполет. Однако конструкция эполета совершенно иная. Это именно погон.

Император Павел I возвращает погонам чисто практическое назначение — удерживать лямку сумки на плече. Снова погон исчезает с офицерской и унтер-офицерской формы. Однако у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, верхняя часть которого очень напоминает гарусный погон.

www.ronl.ru

Офицерский шарф

Офицерский шарф

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения.

Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. right000Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовалгоржет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

left000После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.

left000В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.

left000Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы.

left000В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались.В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа.

В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы.

right000В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити.

Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года).

Первая Мировая война одела войска в полевую форму и пояс-шарф, казалось, навсегда ушел в историю. Прошло тридцать лет.

В апреле 1945 года для генералов и маршалов Красной Армии вводится парадный мундир цвета морской волны и на параде Победы 24 июня 1945 года на генеральских мундирах вновь кушак образца 1855 года. Спустя десять лет к парадной форме генералов и офицеров right000Советской Армии вводится "офицерский парадный пояс". Теперь он изготавливается из плотной тесьмы желтого цвета с тремя узкими полосами черно-оранжево-белого цвета и золотистой металлической пряжкой впереди. Первоначально, как для морских, так и для сухопутных офицеров он имел слева пассики для ношения кортика, но вскоре кортик остался принадлежностью только морских офицеров. Позднее, с введением парадной формы офицерского образца для сверхсрочнослужащих парадный пояс становится принадлежностью парадной формы сверхсрочников, а затем и прапорщиков (с 1973 года).

С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах.

Этот парадный пояс теперь принадлежность парадной формы Российской Армии.

freedocs.xyz

Офицерский шарф. sarf.html

Армия России XVIII-XX(начало) век

Офицерский шарф

В конце XVII - начале XVIII века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу  XVIIвека эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков и поместного ополчения. Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда. Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально же офицерская форма ничем от солдатской не отличалась. Да и трудно было бы называть униформой разномастную одежду военного типа, в которую одевали солдат в начале создания петровской Русской Армии. Так что необходимость внешних различий между офицерами и солдатами была насущной.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии наряду с шейным офицерским знаком (горжетом) явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу. В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Согласно "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск" к 1700 году  шарф имел следующее строение:*Шарф обер-офицеров был шелковый из трех полос - белой, синей и красной с двумя  серебряными кистями. *Шарфы майоров и подполковников были шелковыми из трех полос - белой, синей и красной  с вплетением серебряных нитей в белую полосу. Кисти золотые.*Шарфы полковников имели шелковую синюю полосу, шелковую белую полосу с вплетением серебряных нитей, шелковую красную полосу с вплетением золотых нитей. Кисти золотые.

Одежда генералов вообще никак не регламентировалась. 

Взаимное расположение цветов полос в шарфе не регламентировалось. Офицерский шарф носился через правое плечо и завязывался на узел у левого бедра.

От автора. На рисунке выше можно видеть еще два знака различия офицера. Во-первых это офицерский горжет, по расцветкам которого можно было определить чин офицера, во-вторых, офицер держит в правой руке офицерский протазан по цвету кисти которого также можно было определить чин офицера.

Стоит заметить, что темляки офицерских шпаг делались из узкой ленты тех же цветов.

На фото слева: офицерский шарф принадлежавший императору Петру I.

От автора. Здесь мы наблюдаем разночтение. В "Историческом описании одежды и вооружения Российских войск. Часть вторая" указано, что кисти серебряные и соответственно золотые. А на музейном фото мы видим, что кисти сделаны из прядей серебряных, красных и синих. Впрочем, удивляться не приходится. Это был период становления Русской Армии, период проб и бесконечных изменений. Строго полагая, говорить о единообразной военной форме не приходится. Если  солдатам выдавали более или менее однообразные предметы обмундирования, то офицеры, приобретавшие одежду за свой счет, лишь примерно придерживались каких то регламентов.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии.

Во времена правления императора Петра II (1727-1730)  офицерский шарф по прежнему носился через правое плечо, но расцветки шарфа изменились:*обер-офицеры имели шарф из полос белой, зеленой и красной.*штаб-офицеры имели шарф из полос серебряной, зеленой и красной.

По восшествии на престол императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) офицерские шарфы первоначально изменения не претерпели, затем стали двухцветными (красного и белого шелка). Окончательно цвета шарфов были определены:* у обер-офицеров полосы желтые и черные,*у штаб-офицеров полосы золотые и черные.Кисти по прежнему соответственно серебряные и золотые.

Офицерский шарф носится через правое плечо и завязывается на узел у левого бедра.

От автора. "А как же генералы?" - спрашивают читатели. А никак. До второй половины XVIII века  для генералов не была определена ни форма одежды, ни знаки различия. Они могли носить что угодно.

Во времена правления императрицы Елизаветы в марте 1756 года  шарф в армии перемещается с плеча на пояс. При застегнутом кафтане шарф носится на кафтане, при расстегнутом шарф носится на камзоле. Т.е. шарф должен быть виден всегда. Кроме того, шарф теперь не завязывается узлом, а один конец с кистью пропускается в прореху, выделанную у кисти второго конца шарфа.  Гусарские офицеры шарфов не имели.

На рисунке справа: офицерский шарф обр. 1756 года и расположение шарфа на поясе камзола под кафтаном.

В лейб-гвардейской пехоте (Преображенский, Семеновский и Измайловский)  офицерские шарфы в период царствования императрицы Елизаветы по прежнему носились через правое плечо. В лейб-гвардии Конном полку шарф носился на поясе как и в армейской пехоте.

 Кроме лейб-гвардии в 1741 возведенная  гвардейцами на престол императрица Елизавета гренадерскую роту лейб-гвардии Преображенского полка, принявшую самое активное участи в дворцовом перевороте 25 ноября 1741 года, когда был свергнут император Иван IV,   в знак благодарности повелела преобразовать в "Лейб-компанию" . Сама приняла на себя чин капитана, то бишь командира этой роты,  приравняла рядовых гренадеров в чинах к армейским поручикам и соответственно вплоть до того, что капитан-поручик лейб-компании был приравнен к полному генералу. Офицеры лейб-компании, начиная от прапорщика (в чине равен полковнику армии) носили через правое плечо  офицерский шарф, выполненный целиком из золотой ткани с золотыми же кистями.

На рисунке слева: офицер лейб-компании с шарфом через правое плечо.

К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.

От автора. Выходит, что святое для каждого армейского офицера понятие "Присяга", т.е. клятва на верность императору (в те времена присягали не Родине вообще, а конкретному человеку, взошедшему на императорский престол) для гвардии не значила ничего. Гвардейцы легко и просто нарушали присягу. Все российские  императрицы, начиная с Екатерины I и заканчивая Екатериной II, занимали престол дворцовыми переворотами с помощью лейб-гвардии. Первым императором, занявшим трон по праву престолонаследия  стал лишь Павел I. Впрочем и его свергли с престола и убили как раз гвардейцы. Последней попыткой посадить на трон угодного аристократии императора стал мятеж 25 декабря 1825 года. Таким образом, лейб-гвардия, считавшейся личной охраной и защитой императора, на деле была инструментом, с помощью которого высшая аристократия держала в руках императоров.  Отсюда - в действительности  ни один российский император не был реально самодержцем, а был всего лишь исполнителем воли высших  социальных групп общества.Заметим, что и в феврале 1917  основной силой свержения императора Николая II опять таки стали гвардейцы (запасные батальоны лейб-гвардии Волынского, Московского и Саперного полков) выполнившие  задачи поставленные набирающей силу российской буржуазей.

И отсюда же - быть может очень верно поступают современные главы советского, затем российского государства, когда периодически распускают и ликвидируют особо приближенные подразделения спецназа. Все эти Альфы, Вымпелы, Каскады. Бог весть, чьи приказы они станут выполнять в подходящий момент.Не к ночи будь сказано, но например Гитлер периодически менял весь личный состав своей охраны, отправляя предыдущих на фронт понюхать пороху и никого из них никогда не возвращал обратно, лишь позволяя им  гордиться тем, что они охраняли  самого фюрера.Может и Путину стоит передислоцировать Таманскую и Кантемировскую дивизии, а также дивизию им.Дзержинского  куда нибудь в Сибирь или на Урал. А оттуда в Москву местные дивизии. Ну или хотя бы периодически менять в этих дивизиях весь офицерский состав наверняка уже прикормленный теми, кто жаждет сменить президента страны неконституционными способами. И делать это почаще. А?

 В декабре 1761 года на престол восходит император Петр III.  Но процарствовал он меньше года и в июне 1762 года в результате дворцового переворота императрицей становится его жена. Екатерина II . Однако Петр III успел несколько изменить офицерский шарф. Он был выткан из золотой ткани с черными полосами и надевался не в один, а в два оборота и завязывался на поясе. Кисти располагаются  на уровне пояса. Кисти у обер-офицеров гладкие, у штаб-офицеров канительные.

В лейб-гвардии в этот период шарф целиком из золотой ткани, но носится теперь не через плечо, а как в армии - на поясе.

Следует заметить, что в период с 1756 до 1762 года в бытность будущего императора Петра III  наследником престола он одновременно был герцогом Шлезвиг-Голштинским и в силу этого обладал собственными войсками, которые именуются в нашей историографии как Голштинские войска. Они состояли из четырех мушкетерских, полков, двух гренадерских батальонов артиллерийского батальона и семи кавалерийских полков. Офицеры Голштинских войск  носили шарф через правое плечо и он был из золотой ткани с тремя синими и двумя красными полосами, а также с золотыми кистями.

В апреле 1763 года уже в правление императрицы Екатерины II внешний вид офицерского шарфа несколько изменился. Шарф теперь состоит из множества золотых и черных полос с серебряными кистями. У обер-офицеров кисти из гладких прядей, а у штаб офицеров из канительных прядей. Шарф носится в два оборота на поясе. Кисти располагаются  на уровне пояса.   Основное место - на поясе камзола, а если кафтан носится застегнутым на все пуговицы, то шар надевается поверх кафтана.В гвардии шарф по прежнему носится через правое плечо. Но в лейб-гвардии Конном полку шарф носится на поясе как и в армейской пехоте.

27 июля 1764 года пехотным генералам  предписано носить определенное обмундирование. Знаками различия чинов генералов стали вышитые золотые гирлянды по бортам кафтана.

При этом генералам было предписано ношение штаб-офицерских шарфов.

На рисунке  слева: генералы в кафтанах обр. 1764 года. На талии у обоих можно видеть офицерский шарф в два оборота на поясе и с кистями у пояса. Можно полагать, что с этого времени офицерские шарфы носят и генералы.

Следует отметить, что  офицерский шарф  и офицерами и генералами носится на парадах, по торжественным дням, в праздничные дни. Т.е. шарф, говоря современным языком, принадлежность парадной формы.

Изучение единственного доступного первоисточника, а именно "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть четвертая" дает основание полагать, что до воцарения императора Павла I никаких изменений во внешнем виде и порядке ношения офицерского шарфа больше не происходило.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми  кистямиШарф дважды оборачивается вокруг пояса и завязывается на узел с правой стороны. Кисти чуть ниже пояса.. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем существуют формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов.  Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. 

В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф по свидетельствам современников явился орудием убийства  императора Павла I.  Его использовали, чтобы задушить императора.

От автора.  Император Павел I поплатился своей жизнью за воссоздание Русской Армии, за превращение распущенной недисциплинированной екатерининской вольницы в действительно  армию. Достаточно напомнить, что в том же гвардейском Преображенском полку во времена Екатерины II числилось 6134 унтер-офицера на 3502 рядовых. При этом  при разводе караулов в строй становилось не более 50-70 унтер-офицеров и не более 1000 рядовых. Да и эти то были из числа лиц низших сословий. Дворяне-с, числившиеся в полку, пребывали в отпусках "вследствие малолетства", "болели", находились "в делах по управлению поместьями". А всего в гвардии при штате 400 унтер-офицеров их числилось 11537! Так что за Павлом числится немалая заслуга в победе России в войне 1812 года. За свое недолгое царствование он успел сделать очень многое.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.

Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и располагается в нижней части мундира фрачного покроя.

Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее.  Шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира и  дважды опоясывает талию, завязывается узлом на поясе позади шпаги. Кисти несколько свисают до бедер. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров.

В декабре 1825 года Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского.

15 июля 1837 года  вводится новый образец офицерского шарфа  для всех генералов и офицеров Теперь он изготавливается из  серебряной тесьмы шириной 5 см. с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. Шарф охватывает пояс в один оборот. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались. Кисти серебряные и находятся на уровне колен.

На На рисунке слева: офицерский шарф обр. 1837 года.

На рисунке справа: ношение офицерского шарфа обр. 1837г.

От автора. Стоит заметить,  что в те времена из-за низкокачественной краски для тканей, а также из-за того, что сукно приобреталось у различных частных поставщиков, в том числе и за рубежом, цвет ткани офицерских мундиров очень разнился. Он мог быть от травянисто-зеленого до практически черного с зеленоватым отливом. К середине  XIX века начинает преобладать темно-зеленый или очень темно-зеленый цвет мундиров.Кстати,  мундиры морских офицеров по цвету не отличались от мундиров сухопутных офицеров и лишь во второй половине века морские офицеры  стали повсеместно носить практически черные мундиры с зеленоватым отливом, тогда как армейские мундиры стали становиться все более отчетливо зелеными. Этот флотский цвет сохранился до конца существования императорского флота. Это уже командиры  Красного Флота начнут носить форму чисто черного цвета.

 В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров.  Основным типом мундира становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку.  В марте 1855 года (по вторичным источникам) он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Согласно первоисточника  издания 1861 года ("Описание формъ обмундированiя и вооруженiя офицеровъ и гражданских чиновниковъ всехъ частей войскъ..."  описание  шарфа (цитирую):

" №67-й. (Лист 14-й). ШАРФ- тканое полотно шарфа, шириною 1 и 1/8 вершка, из опряденого серебра на шелку, или из мишуры на бумаге, с тремя рядами полосок оранжевого шелка в перемешку с черным. Шарф подшивается белою тесьмой и застегивается спереди, на середине над нижними пуговицами мундира, пряжкою, которая покрывается пришитою к полотну шарфа из той же ткани гайкою."

От автора. 1 и  1/8 вершка это  5 сантиметров. Изображение шарфа взято из первоисточника. Во многих изданиях и вторичных источниках  это изделие называется "пояс-шаф", "кушак" и т.п. Поэтому я обращаю внимание читателей на то, что в 1861 году  вплоть до гибели Русской Армии в 1918 это изделие официально именовалось "шарф". И еще.  Стоит правильно понимать слово "...на бумаге,...". Здесь имеется в виду не бумага, как таковая, а хлопчатобумажная ткань.

На рисунке слева: обер-офицер Воздухоплавательного парка в парадной форме периода правления Александра III.

 В 1874-76 годах вновь пояс-шарф образца 1837 года, как следует из вторичных источников, носят офицеры и генералы состоящие в должностях командира полка и начальника штаба дивизии.

Взошедший  на престол Александр III в 1881, направил изменения в форме на ее приближение к русскому народному костюму, исходя из своего лозунга "Православие, самодержавие, народность". В новой форме офицерский шарф никаких изменений не претерпел. Его предписано носить на парадной форме и в определенных случаях при  обыкновенной форме в строю, и при походной форме.  С остальными  видами формы носится т.н. кушак, имеющий такую же конструкцию, но иную монотонную окраску (белую, красную и т.п.).

 В дальнейшем офицерский шарф изменений не претерпел.  Император Николай II, занявший престол в 1894 году в ходе существенных преобразований формы одежды никаких изменений в вид шарфа и порядок его ношения не внес.Как следует из первоисточника (Правила ношения форм одежды.... издания 1910г.:

 

"1. Шарф состоит из опряденного на шелку серебра с 3-мя рядами просечек оранжевого и черного шелка; ширина полотна шарфа 1 1/8 верш.Шарф застегивается спереди, над нижними пуговицами, пряжкою, которая покрывается пришивною из той-же ткани гайкою.Шарф носится при парадной (в строю и вне строя) и обыкновенной (в строю) форм одежды. Сверх пальто одетого в рукава, при форме военного времени, при служебной мирного времени и при повседневной шарф не носится."

От автора. 1   1/8 вершка это  5 сантиметров.  Обыкновенная форма, это, говоря современным языком,  парадно-выходная форма.

Летом 1914 года начинается Первая Мировая война, которая  в прессе того времени называлась Великой войной или Второй Отечественной войной. В советские времена, особенно в тридцатые годы, ее называли Империалистической войной и упоминали о ней лишь  как об одной из причин революции в России в 1917 году.

С началом войны Правила ношения форм одежды вообще и офицерский шарф в частности, отменены не были, однако формы, требующие ношения шарфа надевались очень редко, а на фронте не носились вообще. Офицеры, выпускавшиеся из школ прапорщиков не имели вообще парадной формы поскольку по военному времени денег на пошив  обмундирования казна отпускала лишь для походной  формы.

Так постепенно офицерский шарф уходил в небытиё.

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, одним из главных мероприятий новой власти стала ликвидация Русской Армии, которая завершилась к лету 1918 года. Естественно, что явочным порядком упразднялась и форма Русской Армии.  Во вновь создаваемой Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с введением новых форм, существование офицерского шарфа не предусматривалось. Казалось, что офицерский шарф навсегда ушел в историю.

Однако на параде Победы 24 июня 1945 года  на парадных генеральских мундирах виден офицерский шарф обр. 1861 года. Правда, цвет просечек не оранжево-черный, а малиновый. И называется он не шарф, а "парадный пояс".Кстати, этот пояс был введен еще в 1943 году.

В 1955 году с ведением новой военной формы Советской Армии (приказ МО №105 от 30 июня 1955 г.) генералам и офицерам возвращается офицерский шарф как элемент парадной формы под названием "парадный пояс".   Его ширина 5 см, цвет желтый, просечки оранжево-черные. Правда, конструкция парадного пояса несколько иная. Он застегивается на овальной формы открытую пряжку и имеет с левой стороны пассики для кортика. Пояс носится как с парадным мундиром, так и с парадной шинелью.

В 1958 году (Приказ МО СССР №70 от 29.03.1958г.) с отменой  кортика как элемента парадной формы парадный пояс утрачивает пассики для кортика.

К сожалению с ведением новой формы одежды в 1970 году (Приказ МО СССР №191 от 26.07.1969г.) парадный пояс утрачивает историческую преемственность символа офицерского статуса. Он становится лишь элементом парадной формы всех военнослужащих, кроме солдат и сержантов срчной службы.  Право на его ношения распространено и на военнослужащих сверхсрочной службы, а с введение института прапорщиков в 1973 и на них.

С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах.

Июнь 2017 г.

Источники и литература.

1. И.Ульянов, О.Леонов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1698-1801. Москва. АСТ.1995. 2. И.Ульянов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1801-1855. Москва. АСТ.1996. 3. И.Ульянов, О.Леонов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1855-1918. Москва. АСТ.1998. 44. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Ленинград. Наука. 1991. 5. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство "Республика". 1994. 6. А.С. Доманк. Знаки воинской доблести. Москва. Издательство ДОСААФ СССР. 1990. 7. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть вторая. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2007г.8. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение. 1993. . 9. М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Москва. Военное издательство. 1994. 10. М.М.Хренов и др. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917-1990-е годы). Москва. Военное издательство. 1999. 11. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. Москва. Военное издательство. 1975г. 12. Воинский устав о строевой пехотой службе. Ч.1. СПб.1869г.13. В.М.Глинка. Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Ленинград. Художник РСФСР.1988г.14. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть третья. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2008г.15. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть четвертая. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2009г.16. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть шестая. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2010г.17. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть восьмая. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2011г.18. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть четырнадцатая. Военная книга. Кучково поле.  Москва. 2014г.19. Описание формъ обмундированiя и вооруженiя офицеровъ и гражданских чиновниковъ всехъ частей войскъ и управлений военнаго въдомства. Санктпетербургъ. 1961.Репринтное издание 2013г.20.В.К.Шенкъю Правила ношенiя формъ одежды офицерами всъех родовъ оружiя и Гражданскими чинами Военнаго Въедомства. С-.Петербург 1910.21. Приказ МО СССР №105 от 30 июня 1955 г.22. С.В. Волков. Русский офицерский корпус. Центрполиграф. Москва. 2003г.23. Приказ МО СССР №70 от 29.03.1958г. 24. Приказ МО СССР №191 от 26.07.1969г.

---***---

saper.isnet.ru

Солдатский платок. Италия

Student 02-09-2008 21:43

Сохран и впрямь дивный. Да и вещь сама - тоже.Интересная манера подачи материала. И, не сомневаюсь, эффективная -елькает перед глазами и само запоминается.Влад, каково основное назначние платков? Явно не утиральник, но для шейного пестроват... или это НСД короткое, отпечатанное на более прочном, чем бумага, материале?

Кстати, слыхал где-то, что были такие на Берданку. Или врут? Не владеешь ли информацией, где еще такие платки-НСД применяли?

NORDBADGER 02-09-2008 21:58

На Gewehr 88 есть, по стилистике похожи. Что-то мне думается, что солдатскими эти платки можно назвать с большой натяжкой.

BorianM 02-09-2008 22:41

Надо жену спросить - она диплом по русским платкам периода писала...

Student 03-09-2008 12:01

Офицерскими их тоже не назовешь - господам офицерам это все вдолбили еще в училищах. Но в чем согласен, так в том, что морду таким платком вытирать нелогично все ж... как и сало в него заворачивать. То есть как ПЛАТОК его без ущерба для внешнего вида не особо поприменяешь.Потому и подумал про складное немнущееся НСД с элементами справочника

Pavlov 03-09-2008 12:58

Поздравляю, Влад! Оригинал или репродукция?

Немецкий платок:

Французский платок:

Оба за $19.95

VVL 03-09-2008 01:31quote:Originally posted by Student:Влад, каково основное назначние платков?

Не знаю! Увы... С удовольствием услышал бы правильные слова о них.Может BorianM узнает у жены и выложит инфоромацию.

quote:Originally posted by Student:Явно не утиральник,

Вот, вот! Я как-то с трудом представляю себе италийского бойца смачно растирающего сопли гербами и ликом местного императора или кто там изображён... Ну не очень мне такая версия нравится.

Ну, если пофантазировать (а что ещё делать в отсутсвие документальных сведений?), то мне кажется, что с его размерами он вполне сгодился на роль шейного платка - по типу шарфа. Та ещё версия, конечно... но другой нету.

quote:Originally posted by Student:Кстати, слыхал где-то, что были такие на Берданку. Или врут?

Черномор, помнится, пустил слух, что лично осязал такой. А недавно я наткнулся на хорошую иллюстрацию такого платка из одного русского музея (в Питере, кажется). Чуток попозже выложу скан.

quote:Originally posted by Student:Не владеешь ли информацией, где еще такие платки-НСД применяли?

Pavlov уже выложил. Я видел фоты только французских и русских платков. Может и ещё был кто-то ,но я не запомнил.А германский с Гевер 88 в первый раз вижу.

VVL 03-09-2008 01:39quote:Originally posted by Pavlov:Поздравляю, Влад! Оригинал или репродукция?

Спасибо! Оригинал.

А на твоём французском винтовка Лебеля? Мне почему-то кажется, что платок, что я видел когда-то был с Гра или Шасспо... Не помню точно. И по цвету отличался (кажется. давно дело было). Были у французов ещё какие-либо платки или память меня сильно подвела?

Pavlov 03-09-2008 01:57

Платки не мои. Это репродукции, которые продаются IMA за $19.95 оба ( http://www.ima-usa.com/product_info.php/cPath/27_128/products_id/483 ). Но говорят, скопированы с оригинала, так что должно быть такие когда-то были в войсках.

VVL 03-09-2008 04:35

Вот, скан из книги "Военные агенты и русское оружие":

Student 03-09-2008 12:39

Интересно очень. Большое спасибо. Французский, супротив ожиданий, оказался наименее гламурным и видом своим работает на гипотезу о "карманном НСД повышенной живучести". Русский, кстати, тоже.Подумал было о дембельском платке, типа как в армии ГДР были, но это другое. Дембелю все это банально не нужно.Кстати, еще были платки-карты для летчиков.

Влад, я тоже думал, что шейный платок. Но такая "петушиная" деталь гардероба в армии вряд ли бы прижилась как таковая, ведь тогда и сейчас драли и дерут за расстегнутую пуговицу!

unecht 03-09-2008 12:57

Выскажу предположение, что была такая же деталь формы, как современный солдатский белый платок РА. В него не столько сморкаешься, сколько на строевом смотре предъявляешь "к Осмотру".

na4alnik 03-09-2008 14:03quote:Originally posted by Student:То есть как ПЛАТОК его без ущерба для внешнего вида не особо поприменяешь.Потому и подумал про складное немнущееся НСД с элементами справочника====Солдатская памятка, скорее всего. На которой можно и винтовку раскидать, и строевые приемы "в картинках" поизучать. Выпусти такой же на бумаге - его бы бойцы на самокрутки пустили.Student 03-09-2008 14:17quote:Originally posted by na4alnik:====Солдатская памятка, скорее всего. На которой можно и винтовку раскидать, и строевые приемы "в картинках" поизучать.

во-во. В яблочко.

quote:Originally posted by na4alnik: Выпусти такой же на бумаге - его бы бойцы на самокрутки пустили.

И тут мысля созвучная. Но... для солдата любая бумага - самокрутка, и любая мягкая тряпка - портянка :) Впрочем, для портянки материала малою На то и расчет :)

вольга 03-09-2008 14:36

В Москве, в Музее революции, на втором этаже висит русский шейный платок с рисунками из устава караульной службы. Встречал, кажется у Куприна, упоминание, как унтер утирал лицо шейным платком с изображением сборки\разборки винтовки.

ОРДЫНЕЦ 03-09-2008 20:10quote:Originally posted by вольга:В Москве, в Музее революции, на втором этаже висит русский шейный платок с рисунками из устава караульной службы. Встречал, кажется у Куприна, упоминание, как унтер утирал лицо шейным платком с изображением сборки\разборки винтовки. В музее ВС.Я уже постил.VVL 03-09-2008 20:17

Если не в тягость, ОРДЫНЕЦ, пожалуйста продублируй картинку.

ОРДЫНЕЦ 03-09-2008 20:19quote:Originally posted by VVL:Если не в тягость, ОРДЫНЕЦ, пожалуйста продублируй картинку. Картинку я не давал, но она есть.Через денёк-другой, не дома я.BorianM 03-09-2008 23:49

Жена ответила :). К сожалению ей не попадались, хотя наш 95% должен быть Павлов Посад - "я посмотрела, очень интересно, технологию не видно, это точно печать, возможно на шелке, можно сделать такие в одной конторе, в Москве, принт акрилом на любой поверхности, надо найти приличного качества постер со схемой сборки калаша и отнести."

Черномор 04-09-2008 12:19quote:Originally posted by Student:

Кстати, слыхал где-то, что были такие на Берданку. Или врут? Не владеешь ли информацией, где еще такие платки-НСД применяли?

Юр, что с памятью? Я ж с год назад светил такой платок, всё думал, на что б его сменять. Пошёл на подгузники, времена суровые...

Student 04-09-2008 12:44

Стало что-то с памятью, господин доктор... ой стало. :) сылка пошла - ясно. Неясн только с чего сделан вывод о шейном платке?

Student 04-09-2008 12:52quote:Originally posted by Pavlov:

Немецкий платок:

Французский платок:

Оба за $19.95

... *с замиранием сердца* А у австрияков был?

Черномор 04-09-2008 12:54quote:... *с замиранием сердца* А у австрияков был?

отомри, не было... :)

Dmitry Z~G 04-09-2008 01:01

Платок солдатский шелковый, с множеством картинок для не особо грамотных. Правильно кто-то на пред. странице заметил что из бумаги не делали специально чтоб солдат не скурил или не подтерся. Портянки из шелка тоже не смакаришь.

Pavlov 04-09-2008 01:54quote:А у австрияков был?Если и был, то мне неизвестно.вольга 08-09-2008 10:57

//В музее ВС.Я уже постил. //

ОРДЫНЕЦ, тот про который я говорил находится всёже в Музее современной истории России (до сентября 1998 года Музей Революции)

guns.allzip.org

Военная одежда и снаряжение: шарфы офицеров 1797 -1815

Русская пехотаИстория офицерского шарфа корнями своими уходит в европейское средневековье. Шарф цветов сеньора носил человек, от имени этого сеньора распоряжающийся, повязывая его на поясе, на руке или через плечо В годы Тридцатилетией войны шарф становится общепринятым знаком различия воинского начальника, но позднее его семантика изменяется: шарф не только и не столько обозначает ранг, но и символизирует состояние «при исполнении служебных обязанностей», в коем пребывает его носитель; вне строя офицеры шарфов не носят и, наоборот, обязательно повязывают их при выходе в строй.

ШарфВ России офицерский шарф в европейском понимании этого слова появляется при Петре I, хотя еще в стрелецком войске особые кушаки отличали начальных людей. В истории военной одежды и снаряжения шарф петровской эпохи расцветкой повторял российский флаг, что соответствовало европейским геральдическим традициям.

В 1730-е годы получает распространение шарф из золотой сетки, прошитый в несколько рядов черным шелком - по цветам государственного герба и, возможно, в подражание австрийцам. Шарфы этого типа просуществовали без изменения вплоть до восшествия на престол Павла I.

В 1796 году вводится шарф нового образца. Его должны были носить при строевой форме все генералы и офицеры, кроме гусарских. Конструктивно новый шарф не отличался от старого, но изготовлялся не из золотой, а из серебряной сетки и должен был прошиваться в несколько рядов черным и оранжевым шелком /3, ч.7, с.6//. Число рядов прошивки шарфа не регламентировалось; «Историческое описание» изображает шарф, прошитый в три ряда /3, ч,7, №928/, а О. Леонов и И. Ульянов утверждают, что рядов прошивки полагалось делать пять /5, с.208/. Длина шарфа также не регламентировалась и зависела, очевидно, от объема талии конкретного офицера. Круглые кисти длиной около 27 сантиметров (по образцу, хранящемуся в ВИМАИВ) состояли из околыша и тонкой витой бахромы.

В середине кисти бахрома была шелковая черно-оранжевая, снаружи - серебряная. Бахрома стягивалась в пучок под околышем витым серебряным шнурком. Серебряные околыши кистей были весьма разнообразны по форме, могли иметь черно-оранжевую проплетку и украшаться блестками /2/. Отметим, что нововведенный шарф не нес никаких указаний на чин владельца; иными словами, шарфы фельдмаршала и прапорщика были одинаковыми.

Мы не можем определенно сказать, почему Павел I изменил цвета шарфа. Серебро в качестве основного фона было выбрано, возможно, под влиянием прусских образцов, а возможно - как цвет, символизирующий монархию. Черно-оранжевую прострочку мы можем расценивать как немного видоизмененные цвета русского герба, а можем - как цвета «дыма и пламени», по примеру цветов георгиевской ленты.

Это цветовое сочетание, применявшееся в коронационных церемониях с середины XVIII века /6, с. 119/ и официально введенное в 1796 году, сохранялось в русских офицерских шарфax до 1917 года, оно же легло в основу военной и гражданской кокард, а также было косвенно использовано при введении нового государственного флага в 1858 году /6, с. 127/.

Русские офицерыШарф повязывали на поясе: зимой, когда мундир застегивался донизу - по мундиру, в прочих случаях - по жилету, под мундиром/Анализ иконографических источников дает основания утверждать, что офицерские шарфы павловского времени изготовлялись без особых отклонений от образца и носились единообразно. Вольности в конструкции шарфа обычно сводились к варьированию числа рядов прострочки - их могло быть 5, 4 или 3.  

 Прострочка могла быть еле заметной на общем серебряном фоне, как мы это видим, например, на портрете Суворова работы Крейцингера /4, №26/, а могла идти сплошными широкими полосами, как на шарфе кирасира фон Дризена с другого портрета А, №25/.

Изображенные на портретах офицеры и генералы носят шарф на талии или чуть ниже, зачастую оборачивая вокруг туловища дважды, и завязывая, как правило, простым узлом на левом бедре спереди; кисти свисают до середины бедра.9 октября 1799 года в прострочку шарфа к черному и оранжевому был добавлен «мальтийский» малиновый цвет /3, ч.7, с.99/. Автору известно только одно изображение, на котором однозначно читается шарф с такой прострочкой - это парадный портрет Павла I в общеармейском мундире, хранящимся в Екатерининском дворце Царского Села.

Офицеры-участники Итальянского похода, покинувшие Россию в конце февраля 1799 года, не могли успеть прошить свои шарфы малиновым шелком и, скорее всего, не сделали этого во время похода.

Весной 1802 года по указу Александра 1 малиновые нити из шарфов были выпороты, в остальном же павловские шарфы не претерпели изменения /3, ч. 10, с. 202/. Заметим, что уже в первые годы царствования вошли в обиход шарфы из серебряной тесьмы, употреблявшиеся наряду с классическими сетчатыми; тесьмяной шарф чегко виден на портрете семеновского поручика П.Г. Бибикова, написанном в 1805 году /4, №39/. Серебряный шарф стоил очень дорого, и небогатые офицеры вынуждены были вместо серебра использовать серебристый или белый шелк. Такие эрзац-шарфы было высочайше разрешено употреблять в январе 1812 года, но, возможно, они употреблялись и ранее /2/.Носить шарфы стали выше, чем при Павле - в соответствии с модой. Повязывали шарф по мундиру, сюртуку или шинели, но не по жилету. Повязанный но "мундиру шарф закрывал нижнюю пару пуговиц и низ мундира спереди (рис. 2).

Узел могли делать на левом бедре, на левой фалде, сзади, на правой фалде. Помимо простого узла употреблялся также бант. К 1810-м годам наметилась тенденция к сужению шарфа Прострочка теперь чаще всего шла в три ряда. Узкие шарфы обычно повязывали между предпоследней и нижней бортовыми пуговицами мундира, наиболее употребительным узлом стад банг (рис.3). Кисти шарфов в 1810-е годы стали свисать до колена, над чем немало потешались французские карикатуристы, изображая русских «оккупантов» подпоясанными какими-то полосатыми шнурками с кистями, чуть ли не волочащимися по земле /1, №48/.

Эволюцию офицерских шарфов первой половины царствования Александра I лучше всего могут проиллюстрировать изображения самого Александра, выполненные в разные годы.На парадном портрете, выполненном неизвестным художником в 1801 году, император опоясан шарфом в стиле предыдущего царствования: шарф дважды обернут вокруг талии и завязан простым узлом на левом бедре /1, №3/.

Офицерский шарф

Портрет работы Боровиковского, написанный около 1802 года, дает нам представление о шарфе начала александровской эпохи: шарф очень широкий, обернут один раз несколько выше талии, завязан, очевидно, на левой фалде - узел на портрете не виден /1, №2/.Па малоизвестном портрете кисти Доу, написанном в 1810-е годы, Александр опоясан шарфом средней ширины, завязанным бантом на правой фалде мундира /1. №1/.Наконец, на знаменитом конном портрете из Военной галереи Зимнего дворца мы можем видеть тип шарфа, сложившийся к 1815 году: узкий пояс, повязанный между двумя нижними пуговицами мундира, с узлом на левой фалде и низко висящими кистями. В таком виде офицерский шарф просуществовал до 1837 года, когда была несколько изменена его конструкция и введена пряжка с крючком. Павловская расцветка шарфа просуществовала 121 год и была отменена только Октябрьской революцией.

Источники

  • 1.Александр I и 1812 год. СПб., 1911.
  • 2.Соловьёв В.Н. Россия. Офицерский шарф 1802-1825, детали обмундирования, // Бюллетень ТВП: вып.23Р-3(154). Л., 1978 (рукопись).
  • 3.Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. 4.7, 10. СПб., 1902.
  • 4.Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII - начала XX века. Л., 1988.
  • 5.Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 1698-1801. М., 1995.
  • 6.Соболева НА., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.{jcomments on}

armflot.ru

Офицерский шарф. sarf.html

Армия России XVIII-XX(начало) век

Офицерский шарф

В конце 17 - начале 18 века русский царь Петр I начинает создавать регулярную Русскую Армию. Страна и до правления царя Петра имела вооруженные силы, но к концу 17 века эти войска представляли собой бесформенную смесь солдатских полков "нового строя", стрелецких полков, поместного ополчения. Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась.

Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу.

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал".

Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер-офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу.

Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием.

После кончины императора Петра I примерно с 1731 года внешний вид офицерского шарфа начинает меняться. Он становится более узким, более плотным. Расцветка шарфа становится следующей: красная лента с несколькими узкими полосами белого шелка или серебряной нити или же черная лента с несколькими узкими полосами желтого шелка или золотой нити. Его носят как через плечо, так и на поясе. Со второй половины 18 века шарф практически окончательно перемещается на пояс и все чаще носится не поверх мундира, а под мундиром на камзоле. Встречается несколько вариаций ношения шарфа на поясе - шарф несколько раз обертывался вокруг пояса и затем завязывался; шарф был укороченной длины и обертывался вокруг пояса один раз и завязывался. Кисти могли быть спрятаны под мундиром сзади или же наоборот находиться почти на животе. Очевидно, вариации ношения являлись следствием военной моды того времени или моды полка. К 1745 году появляются первые документы регламентации одежды генералов (до этого времени никакой генеральской формы определено не было). Трудно сказать, являлось ли ношение офицерского шарфа генералами обязательным. До воцарения на престоле императора Павла I отношение даже офицеров к соблюдению предписанной военной формы можно охарактеризовать как весьма вольное. Считалось вполне достаточным соблюдать ее в целом, а в частностях все зависело от вкуса, финансовых возможностей и желаний офицера. Тем более генералы могли себе позволить любые вольности в одежде.

В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I.

Сменивший Павла император Александр I в 1802 году радикально изменяет униформу русской армии. На смену мундиру кафтанного покроя приходит мундир фрачного типа. Сменился век - изменилась форма.

Офицерский шарф сохраняет свою прежнюю расцветку и форму, и перемещается в нижнюю часть фрака. Как ни странно, но этот элемент формы, который при прежней форме начинал исчезать под мундиром вновь выходит на передний план. Шарф очень удачно вписался в новую форму, четко отделяя фрак от панталон, придал ей законченность. У генералов шарф становится шире и длиннее. Он дважды опоясывает талию. У офицеров шарф ложится на нижнюю пуговицу мундира. Шарфа по-прежнему нет на гусарской форме, форме морских офицеров. Не имеют шарфа нестроевые офицеры и офицеры фурштатских рот.

В 1825 году Александра на престоле сменяет Николай I. С 1827 года, когда на эполеты вводятся звездочки, а сам мундир все больше начинает отличаться от солдатского, шарф незаметно начинает утрачивать свою роль отличия офицеров от солдат. Он все в большей степени становится декоративной деталью, просто элементом офицерской формы. В 1837 году вводится новый образец офицерского шарфа. Прежде всего, изменено название: "пояс-шарф". Теперь он изготавливается из узкой серебряной тесьмы с тремя черно-оранжевыми полосками и двумя серебряными кистями. Тесьма крепится на жесткую кожаную подкладку и застегивается на боку пряжкой. От завязывания шарфа узлом так, как это было раньше, отказались.В этот же период начинается постепенный уход от фрачного покроя мундира. Появляется мундир сюртучного типа, на котором ношение пояса-шарфа предусмотрено не было. В кавказских казачьих частях была введена форма, похожая на одежду горцев также без пояса-шарфа.

В 1856 году с воцарением на престоле Александра II происходит новое изменение формы офицеров. От мундира фрачного покроя окончательно отказываются. Основным типом становится мундир близкий по покрою к укороченному сюртуку. Пояс-шарф фактически окончательно утрачивает свою роль отличия офицеров от солдат и становится одним из декоративных элементов офицерской формы. В марте 1855 года он утрачивает свисающие концы с кистями, застегивается спереди на два крючка, прикрытые пряжкой из такой же тесьмы. Пояс-шарф вновь меняет свое название. Теперь он называется "кушак". К 1872 году кушак становится элементом только парадной формы. В 1874-76 годах пояс-шарф образца 1837 года вновь носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

С приходом на престол Александра III, направившего изменения в форме на приближение ее к русскому народному костюму кушак переименовывается в "офицерский парадный пояс". Он изготавливается из шелковой пряжи с добавлением золотой или серебряной нити. Николай II возвращает офицерскому парадному поясу наименование "пояс-шарф", вводит его ношение на служебной форме, но форму его не изменяет (пояс-шарф образца 1855 года). Первая Мировая война одела войска в полевую форму и пояс-шарф, казалось, навсегда ушел в историю. Прошло тридцать лет.

В апреле 1945 года для генералов и маршалов Красной Армии вводится парадный мундир цвета морской волны и на параде Победы 24 июня 1945 года на генеральских мундирах вновь кушак образца 1855 года. Спустя тринадцать  лет к парадной форме генералов и офицеров Советской Армии вводится "офицерский парадный пояс". Теперь он изготавливается из плотной тесьмы желтого цвета с тремя узкими полосами черно-оранжево-белого цвета и золотистой металлической пряжкой впереди. Первоначально, как для морских, так и для сухопутных офицеров он имел слева пассики для ношения кортика, но вскоре кортик остался принадлежностью только морских офицеров. Позднее, с введением парадной формы офицерского образца для сверхсрочнослужащих парадный пояс становится принадлежностью парадной формы сверхсрочников, а затем и прапорщиков (с 1973 года).С этим парадным поясом, ведущим свое происхождение от петровского офицерского шарфа, Советская Армия и ушла в историю в 1991-93 годах. Этот парадный пояс теперь принадлежность парадной формы Российской Армии.

PS. После 1994 года парадный офицерский пояс отменяется. Ушел в историю символ офицерского звания и офицерской чести. Случайно?

Литература.

1.И.Ульянов, О.Леонов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1698-1801. Москва. АСТ.1995. 2. И.Ульянов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1801-1855. Москва. АСТ.1996. 3. И.Ульянов, О.Леонов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1855-1918. Москва. АСТ.1998. 4. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Ленинград. Наука. 1991. 5. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство "Республика". 1994. 6. А.С. Доманк. Знаки воинской доблести. Москва. Издателсьство ДОСААФ СССР. 1990. 7.В.Дыгало. Откуда и что на флоте пошло. Флот государства Российского. А/О Издательская группа "Прогресс", "Пангея". 1993. 8.А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение. 1993. . 9.М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Москва. Военное издательство. 1994. 10.М.М.Хренов и др. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917-1990-е годы). Москва. Военное издательство. 1999. 11.Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. Москва. Военное издательство. 1975г. 12.Воинский устав о строевой пехотой службе. Ч.1. СПб.1869г.13.В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Ленинград. Художник РСФСР.1988г.14. Л.В.Беловитский. С русским воином через века. Москва. Просвещение.1992г.

---***---

©Веремеев Ю.Г.

Главная страницаУниформа и знаки различия

saper.isnet.ru